При необходимости вы можете перейти на сайт нашего партнера в любом из представленных регионов:
?
по сайту по документам

Экспертиза промышленной безопасности, проектирование, сертификация в городе Москве и Новой Москве

23.11.2022 редакция от 22.07.2024

Ростехнадзор разъясняет: ​Экспертиза промышленной безопасности технических устройств (общие вопросы для всех отраслей)


Сообщаем, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, настоящие письма не являются нормативными правовыми актами, имеют информационный характер, а содержащиеся в них разъяснения вопросов применения нормативных правовых актов не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера и не препятствуют возможности руководствоваться непосредственно нормами законодательства.


Вопрос от 29.03.2024:

На нашем предприятии есть насос, который перекачивает ЛВЖ. Насос был изготовлен в 2015 году, приобрели мы его в 2019, он был новый и находился на заводской консервации, мы смонтировали и пустили в работу. В паспорте насоса заводом изготовителем указан расчетный срок службы, который равен 10 годам. Согласно ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» техническое устройство подлежит экспертизе промышленной безопасности по истечении срока службы, установленного его производителем. Исходя из этого подскажите пожалуйста, когда нам нужно будет провести экспертизу насосу в 2025 году или в 2029 году? С какого момента правильнее всего начать отсчет расчетного срока службы с года изготовления или с даты его ввода в эксплуатацию?

Ответ: На данный вопрос ответ дан Правовым управлением Ростехнадзора.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности.

Оборудование, попадающее под действие технического регламента должно пройти процедуру подтверждения соответствия, установленную соответствующим техническим регламентом Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которого на него распространяется.

Согласно пункту 4 раздела II технического регламента Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (ТР ТС 032/2013), принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 2 июля 2013 г. № 41 (далее ТР ТС 032/2013), «срок службы расчётный» – срок службы в календарных годах, установленный при проектировании и исчисляемый со дня ввода в эксплуатацию оборудования, «ввод в эксплуатацию» – документально оформленное событие, фиксирующее готовность оборудования к применению (использованию).

В соответствии с пунктом 217 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утверждённых приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. № 536, результаты проверок готовности оборудования к пуску в работу и организации надзора за его эксплуатацией оформляют актом готовности оборудования под давлением к вводу в эксплуатацию, который прикладывают к паспорту. Принятое решение о вводе в эксплуатацию оборудования под давлением оформляют приказом (распорядительным документом) эксплуатирующей организации.

Обращаем внимание, что изготовителем в руководстве по эксплуатации в соответствии с подпунктом «г» пункта 27 раздела IV ТР ТС 032/2013 могут устанавливаться назначенные показатели (назначенный срок хранения, назначенный срок службы и (или) назначенный ресурс) в зависимости от конструктивных особенностей оборудования, по истечении которых прекращается эксплуатация оборудования и принимается решение о направлении его в ремонт, или об утилизации, или о проверке и об установлении новых назначенных показателей.

В соответствии с пунктом 34 Руководства по безопасности «Рекомендации по порядку временного вывода из эксплуатации технических устройств и сооружений на опасных производственных объектах нефтегазового комплекса», утвержденного приказом Ростехнадзора от 15 ноября 2018 г. № 567 (далее - Руководство по безопасности), даты следующего технического освидетельствования, испытания на прочность и плотность, диагностирования, в том числе проведения экспертиз промышленной безопасности, технических обслуживаний и ремонта, которые регламентируются нормативными документами и технической документацией заводов-изготовителей, могут быть продлены на срок, равный сроку временного вывода из эксплуатации.

Согласно пункту 37 Руководства по безопасности в случае, если техническое устройство и/или сооружения, временно выведенные из эксплуатации, ранее намечались к проведению оценки соответствия обязательным требованиям, все необходимые для этого мероприятия должны быть выполнены до подписания акта готовности.
Вопрос от 08.12.2023:
Подлежит ли экспертизе промышленной безопасности водогрейный котел, установленный на котельной (опасный производственный объект 3 класса опасности) по истечении срока службы, указанного в паспорте котла, при том, что сам котел не обладает признаками опасности?

Ответ: На данный вопрос ответ дан Управлением государственного строительного надзора Ростехнадзора.

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов (далее – ОПО) в Российской Федерации определены Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ).

В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона № 116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ. (см. - Технические устройства)

Например, в пунктах 1 и 2 приложения 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ определены признаки опасности, наличие которых является основанием для отнесения к категории ОПО, на которых:

  • получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, указанных в приложении 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ;
  • используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия; иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля.

Из чего следует, что ОПО является не отдельно взятое техническое устройство (водогрейный котел), а определенная площадка, на которой при осуществлении определенного вида деятельности применяется то или иное техническое устройство, есть обращение опасного вещества.

Согласно статье 1 Федерального закона № 116-ФЗ экспертиза промышленной безопасности – определение соответствия объектов экспертизы промышленной безопасности, указанных в пункте 1 статьи 13 Федерального закона № 116-ФЗ, предъявляемым к ним требованиям промышленной безопасности (см. - Экспертиза промышленной безопасности).

Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона № 116-ФЗ определено, что требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности (см. - Требования промышленной безопасности).

В случае, если на водогрейный котел федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденные приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. № 536, зарегистрированным Минюстом России 31 декабря 2020 г., рег. № 61998 (далее – ФНП ОРПД), не распространяются, то его экспертизу на соответствие требованиям промышленной безопасности, установленным в ФНП ОРПД, проводить не требуется.

Однако, если котел работает на газообразном топливе и в составе ОПО имеется сеть газопотребления, на которую распространяются федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденные приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. № 531, зарегистрированным Минюстом России 30 декабря 2020 г., рег. № 61962, то экспертизе промышленной безопасности подлежит та часть водогрейного котла, на которую вышеуказанные федеральные нормы и правила распространяются.


Вопрос от 03.08.2023:

Попадают ли под определение ст.1 ФЗ-116 от 21 июля 1997 г. «технические устройства» средства измерения, средства автоматизации и прочие контрольно-измерительные приборы, установленные на технологическом оборудовании, машинах и (или) аппаратах опасного производственного объекта?

Ответ: На данный вопрос ответ дан Управлением по надзору за объектами нефтегазового комплекса Ростехнадзора.

В соответствии с требованиями статьи 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, - это машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта.

Согласно пункту 21 статьи 2 Федерального закона от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» (далее – Федеральный закон № 102-ФЗ), средство измерений – это техническое средство, предназначенное для измерений.

Контрольно-измерительный прибор - это средство измерения, предназначенное для получения значений измеряемой физической величины в установленном диапазоне.

Средства автоматизации включают в себя технические средства автоматизации - это устройства и приборы, которые могут как сами являться средствами автоматизации, так и входить в состав программно-аппаратного комплекса.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 102-ФЗ отнесение технических средств к техническим системам и устройствам с измерительными функциями устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений согласно Порядку отнесения технических средств к техническим системам и устройствам с измерительными функциями, утвержденному приказом Минпромторга России от 15 декабря 2015 г. № 4092, зарегистрированным в Минюсте России 27 мая 2016 г. рег. № 42328.

Вместе с тем определение терминов «машина», «оборудование» и «система» приведено в статье 2 технического регламента Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 823:


Вопрос от 12.07.2023:

На территории опасного производственного объекта, помимо технических устройств, имеющих признаки опасности и зарегистрированных в составе ОПО, находится и другое оборудование, не имеющее признаков опасности, к примеру токарные станки. Подобные технические устройства расположены на территории ОПО, но не несут в себе признаков опасности.

Прошу проконсультировать: необходимо ли для таких технических устройств проводить экспертизу промышленной безопасности при истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем и в других случаях, указанных в приказе Ростехнадзора от 20 октября 2020 г. № 420?

Ответ: На данный вопрос ответ дан Управлением горного надзора Ростехнадзора.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ) технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, - это машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта.

Согласно пункту 1 статьи 13 Федерального закона № 116-ФЗ экспертизе промышленной безопасности подлежат, в том числе технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 Федерального закона № 116-ФЗ.

Стоит также учитывать, что при регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов в сведения, характеризующие опасные производственные объекты, включаются здания, сооружения, технические устройства, участвующие в технологическом процессе.

Соответственно, проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, но не участвующих в технологическом процессе и (или) не обладающих признаками опасности, указанными в приложении 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ, не требуется.


Вопрос от 10 апреля 2023 года:

На нашем ОПО есть множество ТУ, которые участвуют в технологическом процессе. Вопрос следующий, нужно ли проводить ЭПБ абсолютно всем ТУ, задействованным при эксплуатации ОПО к примеру насосу, который перекачивает обычную питьевую воду, используемую в технологии или ЭПБ нужно проводить только тем техническим устройства, где получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются опасные вещества, перечисленные в приложениях № 1 и № 2 116-ФЗ?

Ответ: На данный вопрос ответ дан Правовым управлением Ростехнадзора.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, машины, технологическое оборудование, системы машин и (или) оборудования, агрегаты, аппаратура, механизмы, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта.

В соответствии со статьёй 7 вышеуказанного Федерального закона, если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности в случаях установленных данной статьёй.

Данные положения Федерального закона распространяются в том числе на технические устройства, применяемые при эксплуатации опасного производственного объекта, не связанные с обращением опасных веществ, указанных в приложениях № 1 и № 2 к Федеральному закону.


Вопрос от 30.11.2022:

В соответствии со статьей 7 Федерального закона РФ от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ технические устройства должны проходить экспертизу промышленной безопасности в установленных случаях:
  • до начала применения на ОПО;
  • по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;
  • при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;
  • после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на ОПО, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

На ОПО «Участок ведения буровых работ» используется противовыбросовое оборудование (превентора) для обеспечения безопасного ведения работ в скважине (вскрытие продуктивных горизонтов и т.д). По истечению срока службы превентора лицензированной организацией пройдена экспертиза промышленной безопасности.

В соответствии с п.15 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по ведению реестра заключений экспертизы промышленной безопасности, утверждённого приказом Ростехнадзора от 08 апреля 2019 г. № 141 заявитель представляет в территориальный орган Ростехнадзора заявление о внесении заключения экспертизы промышленной безопасности в Реестр заключений экспертиз промышленной безопасности. В форме заявления указывается наименование и регистрационный номер ОПО, противовыбросовое оборудование в соответствии с установленными требованиями не входит в состав ОПО, поэтому наименование и регистрационный номер ОПО мы указать не можем и при подаче заявления о внесении в реестр указанной экспертизы - получаем отказ.

На основании вышеизложенного просим Вас разъяснить алгоритм действия эксплуатирующей организации и возможность внесения экспертизы промышленной безопасности противовыбросового оборудования в реестр заключений экспертиз промышленной безопасности.

Ответ: При заполнении в заявлении раздела «Сведения об эксплуатирующей ОПО организации и ОПО, в состав которого осуществляется или планируется применение объекта экспертизы» необходимо отражать следующую информацию:

  • полное наименование ЮЛ (либо фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя);
  • идентификационный номер налогоплательщика;
  • основной государственный регистрационный номер юридического лица или индивидуального предпринимателя (либо сведения о внесении записи в государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц);
  • наименование ОПО;
  • адрес места нахождения ОПО;
  • класс опасности ОПО;
  • регистрационный номер ОПО (при наличии).

В случае, если объект экспертизы (техническое устройство, здания и сооружения) не внесен в состав ОПО, это не является основанием для принятия решения об отказе во внесении заключения экспертизы промышленной безопасности.

В случае если ОПО по каким-либо причинам не зарегистрирован в Реестре ОПО, либо находится в стадии регистрации, данный раздел заявления необходимо заполнить полностью. Подраздел «Регистрационный номер ОПО (при наличии)» заполнению не подлежит. Наименование ОПО, в этом случае, заполняется в соответствии с Приказом № 471 от 30.11.2020 «Об утверждении Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов».


Вопрос от 30.11.2022:

Согласно пункта 472 приказа Ростехнадзора от 15 декабря 2022 г. № 536 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением» «сведения о результатах экспертизы промышленной безопасности записываются в паспорт оборудования уполномоченным представителем проводившей её организации или специалист эксплуатирующей организации и должны содержать: наименование организации, проводившей экспертизу промышленной безопасности; дату подписания заключения экспертизы промышленной безопасности; регистрационный номер по реестру заключений экспертизы промышленной безопасности; вывод заключения экспертизы промышленной безопасности».
Возможно ли внесение записи и подписи специалистом организации, проводившей ЭПБ оборудования непосредственно на месте, а не эксперта организации, подписывающего заключение экспертизы промышленной безопасности?

Ответ: Сведения о результатах экспертизы промышленной безопасности могут быть записаны в паспорт оборудования уполномоченным представителем проводившей её организации. Полномочия представителя организации должны быть подтверждены.


Вопрос от 25.10.2022:

Согласно п. 1 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасной эксплуатации технологических трубопроводов" (утв. приказом Ростехнадзора от 21 декабря 2021 г. № 444) (далее - "ФНП № 444") к технологическим трубопроводам в целях настоящих Правил относятся трубопроводы, предназначенные для перемещения в пределах промышленного предприятия или группы этих предприятий сырья, полуфабрикатов, готового продукта, вспомогательных материалов, включающих в том числе пар, воду, воздух, газы, хладагенты, смазки, эмульсии, и обеспечивающие ведение технологического процесса и эксплуатацию оборудования.

Согласно п. 3 ФНП № 444 настоящие Правила распространяются на технологические трубопроводы, предназначенные для транспортирования газообразных, парообразных и жидких сред в диапазоне расчетных давлений от остаточного (абсолютного) давления (вакуума) 0,000665 МПа (0,0067 кгс/см 2) до избыточного давления 320 МПа (3200 кгс/см 2) и рабочих температур от минус 196°С до 700°С и эксплуатирующиеся на опасных производственных объектах.

Согласно пп. "д" п. 5 ФНП № 444 данные правила не применяются в отношении трубопроводов пара и горячей воды, на которые распространяется действие федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. № 536.

Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности:

  • до начала применения на опасном производственном объекте;
  • по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;
  • при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;
  • после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

В связи с вышеизложенным прошу разъяснить, подлежат ли экспертизе промышленной безопасности (по истечении срока службы) трубопроводы, предназначенные для перемещения в пределах промышленного предприятия (в границах опасного производственного объекта) пара, воды, воздуха, на которые не распространяется действие федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 г. № 536.

Ответ: Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон № 116-ФЗ) к опасным производственным объектам относятся предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложениях 1, 2, с Примечаниями, данного закона, в том числе связанные с получением, использованием, переработкой, образованием, хранением, транспортированием, уничтожением опасных веществ, применением оборудования, работающего под избыточным давлением.

В соответствии с требованиями ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте.

Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона № 116-ФЗ, в случае, если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит в том числе экспертизе промышленной безопасности:

  • до начала применения на опасном производственном объекте; по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;
  • при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;
  • после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

Согласно п. 12 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасной эксплуатации технологических трубопроводов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 21.12.2021 № 444, зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 01.06.2022 рег. № 88666, продление срока безопасной эксплуатации (решение о возможности эксплуатации) технологических трубопроводов, выработавших срок службы или при превышении допустимого количества циклов нагрузки, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности.

Оцените новость:
средний балл: 4.5000 (6)

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Последовательность событий и новостей по этой теме

(перемещение по цепочке новостей, связанных друг с другом)

Экспертиза промышленной безопасности (ЭПБ)

Другие новости в группе "Нормативные документы"

(перемещение по новостям в группе)

« все новости


Ваш комментарий