При необходимости вы можете перейти на сайт нашего партнера в любом из представленных регионов:
?
по сайту по документам

Экспертиза промышленной безопасности, проектирование, сертификация в городе Москве и Новой Москве

29.04.2019

Ростехнадзор разъясняет: Экспертиза до регистрации ОПО, выводы в заключении (мероприятия или условия), ввод в эксплуатацию ОРПД, установки СУГ


Письмо Ростехнадзора от 24.12.2018 № 09-00-06/11483 «О требованиях промышленной безопасности»

Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрело Ваше обращение и сообщает.

По вопросу 1:

Согласно пункту 5 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Закон № 116-ФЗ) заключение экспертизы промышленной безопасности (в том числе на технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте) подлежит внесению в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности в порядке, установленном » Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по предоставлению государственной услуги по ведению реестра заключений экспертизы промышленной безопасности, утвержденного приказом Ростехнадзора от 23.06.2014 № 260 (далее - Административный регламент).

Пунктом 4 Административного регламента установлено, что заявителями в рамках предоставления государственной услуги являются заказчики экспертизы промышленной безопасности, осуществляющие эксплуатацию опасного производственного объекта на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Учитывая вышеизложенное, и исходя из смысла положений статьи 9 Закона № 116-ФЗ и пункта 4 Административного регламента, следует, что заказчиком экспертизы может являться не только лицо, уже эксплуатирующее опасный производственный объект (далее — ОПО), но и планирующее осуществлять такую деятельность в дальнейшем после ввода такого объекта в эксплуатацию в установленном порядке.

Таким образом, заключения экспертизы промышленной безопасности технических устройств (в том числе оборудования, работающего под избыточным давлением) допускается вносить в государственный реестр до ввода их в эксплуатацию и постановки на учет, а также до регистрации опасного производственного объекта, на котором планируется использование данного оборудования.

По вопросам 3 и 4:

Согласно пункту 214 » Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (далее - ФНП ОРПД, Правила) не позднее 10 рабочих дней после принятия решения о вводе в эксплуатацию и пуска (включения) в работу ОРПД (за исключением оборудования, указанного в пункте 215 ФНП ОРПД) эксплуатирующая организация направляет в территориальный орган Ростехнадзора по месту эксплуатации ОПО (или иной федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, которому подведомственен данный ОПО) информацию согласно пункту 216 настоящих ФНП для осуществления учета оборудования под давлением, в числе которой:

  • реквизиты документации, подтверждающей соответствие оборудования требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании и статьи 7 Закона № 116-ФЗ;
  • сведения о дате и результатах проведения технического освидетельствования или экспертизы промышленной безопасности и сроках следующего технического освидетельствования или экспертизы.

В соответствии с пунктом 27 » федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», (далее - ФНП ЭПБ), заключение экспертизы промышленной безопасности (далее - ЭПБ) содержит один из следующих выводов о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности (кроме экспертизы декларации промышленной безопасности и обоснования безопасности опасного производственного объекта):

  1. объект экспертизы соответствует требованиям промышленной безопасности;
  2. объект экспертизы не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при условии внесения соответствующих изменений в документацию или выполнения соответствующих мероприятий в отношении технических устройств либо зданий и сооружений (в заключении указываются изменения, после внесения которых документация будет соответствовать требованиям промышленной безопасности, либо мероприятия, после проведения которых техническое устройство, здания, сооружения будут соответствовать требованиям промышленной безопасности);
  3. объект экспертизы не соответствует требованиям промышленной безопасности.

Из буквального толкования пункта 2 данной нормы следует, что объект экспертизы будет соответствовать требованиям промышленной безопасности и может применятся на опасном производственном объекте только после выполнения мероприятий, установленных в заключении экспертизы промышленной безопасности.

Следует отметить, если в упомянутой Вами ЭПБ указано только два замечания, касающихся регистрации и лицензирования ОПО, то вывод заключения ЭПБ, сделанный экспертом, от том, что «объект экспертизы не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности» некорректен (прим. - эксперт сделал вывод, что объект не в полной мере соответствует по причине отсутствия регистрации ОПО и лицензии) . При проведении ЭПБ устанавливается полнота и достоверность относящихся к объекту экспертизы (техническому устройству) документов, а также оценивается фактическое состояние технических устройств.

Исходя из смысла Закона 116-ФЗ и ФНП ЭПБ в «мероприятиях», после выполнения которых устройство будет соответствовать требованиям промышленной безопасности, следует указывать «мероприятия» по устранению конкретных дефектов (повреждений), влияющих на безопасность работы ОРПД, неисправность арматуры, контрольно-измерительных приборов, предохранительных и блокировочных устройств, средств сигнализации и защитыи т.п. В свою очередь, вопросы, касающиеся регистрации и лицензирования ОПО, относятся к «условиям» эксплуатации.

Обращаем внимание на то, что согласно пункту 5 статьи 13 Закона № 116-ФЗ заключение ЭПБ может быть использовано в целях, установленных Законом № 116-ФЗ, исключительно с даты его внесения в реестр заключений ЭПБ федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом.

По вопросу 5:

Согласно статье 8 Закона № 116-ФЗ ввод в эксплуатацию ОПО проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации градостроительной деятельности.

При этом проверяется готовность организации к эксплуатации ОПО и к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии, а также наличие у нее договора обязательного страхования гражданской ответственности, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Согласно Положению о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401, выдача разрешения на ввод ОПО в эксплуатацию не входит в компетенцию Ростехнадзора.

В соответствии с частью 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство.

В свою очередь, уполномоченные представители Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов пределах своей компетенции участвуют в работе комиссий по приемке оборудования, в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами.

Например, обязательные требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, инцидентов, производственного травматизма на объектах, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 МПа: пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); воды при температуре более 115°С; иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 МПа, установлены ФНП ОРПД, которыми в разделе IV, V регламентированы требования к порядку ввода в эксплуатацию, пуска (включения) в работу и учета ОРПД в соответствии с областью распространения ФНП ОРПД, определенной пунктами 3 и 4 указанного нормативного правового акта.

Кроме этого, мнение о том, что » Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы», утвержденные приказом Приказ Ростехнадзора от 21.11.2013 № 558 (далее - ФНП СУГ), не распространяются на указанный в обращении объект, является ошибочным.

Согласно пункту 3 ФНП СУГ, Правила в числе прочего распространяются на резервуарные установки, включая наружные и внутренние газопроводы и технические устройства объектов, использующих СУГ в качестве топлива, т.е. котельные, использующие в качестве топлива СУГ, попадают в область распространения данных ФНП.

По вопросам 2, 6, 7, 8:

В соответствии со статьей 2 Закона № 116-ФЗ ОПО (предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к данному Федеральному закону, которые по классификации приложения 2 Закону № 116-ФЗ подразделяются на четыре класса опасности) подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В настоящее время данный порядок установлен Правилами регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1371 (далее - Правила регистрации ОПО), согласно которым организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие объекты, обладающие признаками опасности в соответствии с Законом № 116-ФЗ, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке сведения, характеризующие каждый объект, для регистрации ОПО в государственном реестре.

Пунктом 6 » Требований к регистрации объектов в государственном реестре ОПО и ведению государственного реестра ОПО, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 № 495 в соответствии с подпунктом «з» пункта 10 Правил регистрации ОПО, отнесение объектов к ОПО осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации (пункт 8 данных Требований), в ходе которой необходимо выявить все признаки опасности на объекте и учесть их количественные и качественные характеристики, а также все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, позволяющие отнести такой объект к категории ОПО.

Начальник Управления государственного строительного надзора М.А. Климова


Смотрите также:

Оцените новость:
средний балл: 5.0000 (1)

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Последовательность событий и новостей по этой теме

(перемещение по цепочке новостей, связанных друг с другом)

Экспертиза промышленной безопасности (ЭПБ)

Другие новости в группе "Нормативные документы"

(перемещение по новостям в группе)

« все новости


Ваш комментарий