редакция от 30.07.2024
Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации подъемных сооружений
Сообщаем, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, настоящие письма не являются нормативными правовыми актами, имеют информационный характер, а содержащиеся в них разъяснения вопросов применения нормативных правовых актов не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера и не препятствуют возможности руководствоваться непосредственно нормами законодательства.
Вопрос от 12.03.2024:
Через какой период времени проводится считка информации с регистратора параметров ПС?
Ответ: Не реже сроков, указанных в руководстве (инструкции) по эксплуатации регистратора. При отсутствии в эксплуатационных документах регистраторов указаний о сроках считывания данных, выполнять такие операции необходимо не реже одного раза в шесть месяцев (п. 24(б) ФНП по ПС).
Вопрос от 12.2023:
- Распространяются ли ФНП, утв. приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 (ФНП №461) на подъемные сооружения, которые не подлежат учету согласно пункту 145?
- Если вид ПС есть в пункте 145, а также в пункте 2, то ФНП №461 на такой ПС действует? Например, в пункте два указаны мостовые краны-штабелеры и краны-трубоукладчики, но они не подлежат учету согласно пункту 145. В каком объеме на такие ПС распространяются ФНП №461?
- Если ПС, которые не подлежит учету в Ростехнадзоре, используете на ОПО, то в каком объеме на такой ПС распространяются ФНП №461? Например, если используем мостовой кран г/п 10 тонн без кабины, которые управляется с радиопульта для загрузки литейных печей шихтой. При этом литейный цех – это ОПО. Распространится ФНП №461 на такой кран? Нужно ли такой кран включать в состав ОПО?
- Прошу разъяснить, демонтаж кабины мостового крана – это изменение конструкции ПС? Нужно ли проводить ЭПБ крана после демонтажа кабины согласно последнего абзаца пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 116- ФЗ? Демонтаж кабины мостового крана, перевод крана на управление с пола или по радио – это техническое перевооружение ОПО? Нужно разрабатывать проект на перевооружение ОПО? Какие требования к организации, которая проводить перевод крана на управление с пола, а также демонтаж кабины? Должны ли быть у этой организации какие-либо разрешения или лицензии? Может ли эксплуатирующая организация самостоятельно перевести кран на управление с пола и демонтировать кабину?
- Какой порядок действия пуска ПС и регистрации ОПО с ПС? Как быть в ситуациях противоречия: в ФНП №461 в пунктах 136 и 138 указано, что пуск ПС в работу проводится после постановки ПС на учет в Ростехнадзоре. Но согласно пункту 143 ФНП №461 постановка ПС на учет проводится одновременно с регистрацией ОПО. А подать документы на регистрацию ОПО нужно в течение 10 рабочих дней после начала эксплуатации ОПО согласно пункту 14 приказа Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471, т. е. получается после пуска ПС. Такая последовательность не дает возможности пустить ПС в работу после его постановки на учет, так как регистрировать ОПО с ПС нужно после начала эксплуатации ОПО и, соответственно, после пуска ПС в работу.
- Прошу дать разъяснения чем отличается Акт готовности ПС к вводу в работу, который указан в пункте 138 ФНП №461, и акт пуска ПС в работу, указанный в пункте 140 ФНП №461? Допустимо ли формировать только один акт? Оба акта подписывает одна и та же комиссия? Есть форма или образец таких актов?
- Прошу дать разъяснения, кто производить первичный пуск башенного быстромонтируемого крана после его покупки? Нужно ли формировать комиссию для первичного пуска такого крана?
- Для железнодорожного крана г/п 5 тонн первичный пуск производит ответственный за осуществление производственного контроля? Нужно ли формировать комиссию с представителем Ростехнадзора для пуска такого крана?
- Допускается ли ЧТО и ПТО крана проводить экспертная организация? После монтажа, ремонта или реконструкции ПС, кто должен проводить ПТО – эксплуатирующая организация или организация, которая проводила работы?
- Согласно пункту 121 ФНП №461 на таблички ПС должна быть указана паспортная грузоподъемность. Если крану снизили грузоподъемность, то какую грузоподъемность указывать на табличке?
Ответ: Письмо Ростехнадзора от 06.12.2023 № 09-00-06/8309 «По вопросам эксплуатации ПС»
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПИСЬМО от 6 декабря 2023 года № 09-00-06/8309
По вопросам эксплуатации ПС
Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, рассмотрев обращение по вопросу безопасной эксплуатации подъемных сооружений, сообщает.
Подъемные сооружения (далее - ПС), перечисленные в пункте 145 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 (далее - ФНП по ПС), не относятся к ПС, которые являются составляющими опасных производственных объектов (далее - ОПО), в связи с чем требования федерального закона от 21.07.1997 №2 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее Федеральный закон № 116-ФЗ) на них не распространяются и Ростехнадзор не осуществляет за ними государственный контроль (надзор).
Порядок безопасной эксплуатации ПС, не подлежащих учету в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра ОПО, устанавливается в соответствии с требованиями руководств (инструкций) по эксплуатации ПС и утвержденной производственной инструкцией (положением), разработанной в организации, эксплуатирующей эти ПС.
Также при эксплуатации таких ПС могут применяться некоторые положения ФНП по ПС (не содержащиеся в руководствах по эксплуатации), правила охраны труда и иные отраслевые правила и стандарты.
Пунктом 56 ФНП по ПС установлено, что перевод ПС на дистанционное управление (радиоуправление) не является техническим перевооружением ОПО, а представляет собой реконструкцию ПС.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона № 116-ФЗ если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на ОПО, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на ОПО, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.
Требования промышленной безопасности к организациям и работникам, осуществляющим монтаж, наладку, ремонт, реконструкцию или модернизацию ПС в процессе эксплуатации ОПО определены разделом II ФНП по ПС.
Вместе с тем согласно пункту 23 ФНП по ПС если эксплуатирующая организация выполняет работы по ремонту, реконструкции ПС, находящихся у нее в эксплуатации, она должна иметь в своем составе подразделение, отвечающее требованиям пунктов 10 - 21 ФНП по ПС.
Частью 2 статьи 2 Федерального закона № 116-ФЗ определено, что ОПО подлежат регистрации в государственном реестре ОПО в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 5 Правил регистрации объектов в государственном реестре ОПО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1371, для регистрации объектов в государственном реестре организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие эти объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, характеризующие каждый объект.
Следует отметить, что производственный объект является ОПО ввиду наличия признаков опасности, указанных в Приложении 1 к Федеральному закону № 116- ФЗ, а именно стационарно установленных ПС, подлежит регистрации в государственном реестре ОПО с одновременным учетом данных ПС федеральными органами исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющими ведение реестра ОПО, в соответствии с пунктом 143 ФНП по ПС.
Решение о дальнейшем пуске в работу ПС принимается в соответствии с требованиями пунктов 135 и 138 ФНП по ПС.
Вместе с тем пунктом 138 ФНП по ПС установлены требования к порядку оформления принятого комиссией решения о возможности пуска ПС, а именно результаты проверки готовности ПС к пуску в работу должны оформляться актом готовности ПС к вводу в работу (далее - акт готовности). Требований к форме акта готовности ФНП по ПС не установлено. Организации, эксплуатирующие ОПО с ПС, самостоятельно определяют форму данного акта.
Обращаем внимание на то, что акт готовности является тождественным акту пуска ПС в работу, в которых отражаются результаты проверки готовности ПС к пуску в работу.
В соответствии с пунктом 167 ФНП по ПС техническое освидетельствование ПС должно проводиться инженерно-техническим работником, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, а также при участии инженернотехнического работника, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии.
Следует отметить, что ФНП по ПС не установлено запретов по дополнительному привлечению специализированных организаций для выполнения работ по техническому освидетельствованию ПС.
Согласно пункту 121 ФНП по ПС находящиеся в эксплуатации ПС должны быть снабжены табличками с обозначениями учетного номера, заводского номера ПС, паспортной грузоподъемности и дат следующего полного и частичного технического освидетельствований.
Информируем, что по завершении реконструкции ПС, связанной с изменением его грузоподъемности, организация, выполнившая работы, вносит изменения в паспорт данного ПС, с указанием сведений о фактической грузоподъемности, которые также отражаются на табличке ПС.
Начальник Управления государственного строительного надзора
А.Н. Горлов
Вопрос от 11.12.2023:
Прошу разъяснить требования пунктов 105 и 109 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденные приказом Ростехнадзора от 26 ноября 2020 г. № 461 (далее – ФНП по ПС) в части определения расстояний по горизонтали между выступающими частями башенного крана (передвигающегося по наземному крановому пути) и строениями, штабелями грузов и другими предметами.
Пунктом 105 ФНП по ПС устанавливается требование, что «Расстояние по горизонтали между выступающими частями крана, передвигающегося по наземному крановому пути, и строениями, штабелями грузов и другими предметами, расположенными на высоте до 2 м от уровня земли или рабочих площадок, должно быть не менее 0,7 м, а на высоте более 2 м - не менее 0,4 м.».
Пунктом 109 ФНП по ПС – «Установка кранов стрелового типа, кранов-манипуляторов, подъемников (вышек) должна производиться так, чтобы при работе расстояние между поворотной частью такого ПС при любом его положении, в том числе в нагруженном состоянии, и строениями, штабелями грузов и другими предметами составляло не менее 1 м.».
Башенный кран конструктивно также относится к кранам стрелового типа и в этой связи требуются разъяснения какой из пунктов ФНП по ПС (105 и/или 109) применим к установке именно башенного крана.
Ответ: На данный вопрос ответ дан Управлением государственного строительного надзора Ростехнадзора.
Согласно пункту 105 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 26 ноября 2020 г. № 461 (далее – ФНП по ПС), расстояние по горизонтали между выступающими частями крана, передвигающегося по наземному крановому пути, и строениями, штабелями грузов и другими предметами, расположенными на высоте до 2 м от уровня земли или рабочих площадок, должно быть не менее 0,7 м, а на высоте более 2 м - не менее 0,4 м.
Пунктом 109 ФНП по ПС определено, что установка кранов стрелового типа, кранов-манипуляторов, подъемников (вышек) должна производиться так, чтобы при работе расстояние между поворотной частью такого ПС при любом его положении, в том числе в нагруженном состоянии, и строениями, штабелями грузов и другими предметами составляло не менее 1 м.
Как справедливо отмечено в обращении башенный кран частично относится к стреловому типу, так как грузозахватный орган подвешен к стреле или тележке, перемещающейся по стреле, но у данного ПС стрела закреплена в верхней части вертикально расположенной башни, что является его конструктивной особенностью, а под стреловыми кранами, на которые распространяются требования пункта 109 ФНП по ПС, следует понимать поворотные краны, у которых стрела или башенно-стреловое оборудование закреплены на поворотной платформе, размещенной непосредственно на ходовом устройстве (автомобильные, пневмоколесные, на специальном шасси, гусеничные, тракторные, отбор мощности у которых для собственного передвижения и работы механизмов осуществляется от собственного источника энергии).
Обобщая вышеизложенное, приходим к выводу, что требования пункта 105 ФНП по ПС применимы к установке башенных кранов.
Вопрос от 26.09.2023:
Башенный кран в 99 % случаев устанавливается на объектах строительства дома, производственных корпусов, организацию и производство работ по строительству которых осуществляют строительные организации.
Подготовкой площадки под кран, размещением складирования грузов, определением типов грузов, разработкой ППР (краном), определением количества стропальщиков при работе с краном, ИТР, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС, занимается строительная организация, которая организует и производит работы по строительству объекта.
Почему в ФНиП нельзя указать, что эксплуатирующей организацией при капитальном строительстве с применением башенных кранов должна являться строительная организация (ген. подрядчик), которая обязана в таком случае зарегистрировать опасный производственный объект, застраховать, вести производственный контроль за эксплуатацией башенного крана?
Наша организация предоставляет в аренду башенные краны, ведет их монтаж (демонтаж), техническое обслуживание и ремонт. И все обязанности по осуществлению производственного контроля при эксплуатации башенного крана, в т.ч. контроль за обучением, допуском стропальщиков возлагаются только на нас, хотя каждый раз при производстве работ закрепляются в качестве стропальщиков и ИТР работники сторонних организаций, индивидуальные предприниматели, которые не несут никакой ответственности, как юридическое лицо в области промышленной безопасности при эксплуатации башенного крана.
В ФНиП нет никакого разграничения ответственности при эксплуатации крана между заказчиком крана и владельцем крана.
Ответ: Согласно пункту 122 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 26 ноября 2020 г. № 461, эксплуатирующая организация должна обеспечить выполнение следующих требований промышленной безопасности:
- определить порядок выделения и направления подъемных сооружений (ПС) на объекты согласно заявкам структурных подразделений и сторонних организаций.
При этом ответственность за обеспечение требований промышленной безопасности при работе ПС несет организация, выделившая ПС для работ.
Согласно статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
- соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Таким образом нормами действующего законодательства не предусмотрено разделение ответственности между организацией владельцем крана и заказчиком (строительной организацией), эксплуатирующая организация может быть только одна.
Вопрос от 22.09.2023:
Интересует вопрос транспортировки металлопроката длиной 5м за проволочные хомуты, связанные в трех местах пакета. Пакет предварительно сформирован упаковочной лентой. Можно ли это делать?
Ответ: На данный вопрос ответ дан Управлением горного надзора Ростехнадзора.
При эксплуатации подъемных сооружений на объектах металлургической промышленности требования Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности процессов получения или применения металлов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 9 декабря 2020 г. № 512, применяются совместно с требованиями Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 26 ноября 2020 г. № 461 (далее – ФНП № 461), требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.
Согласно пункту 126 ФНП № 461 погрузка и разгрузка полувагонов, платформ, автомашин и других транспортных средств должны выполняться без нарушения их равновесия.
Строповка пакетов труб или металлопроката за элементы упаковки (скрутки, стяжки, не предназначенные для строповки) запрещается.
Подъем, перемещение и транспортирование длинномерных грузов в пакетирующих стропах осуществляется не менее чем двумя пакетирующими стропами соответствующей грузоподъемности.
В соответствии с подпунктом «е» пункта 217 ФНП № 461 для ветвей специальных стропов (транспортирующих, пакетирующих), используемых не более чем для 5 перегрузок пакетов длинномерных грузов (металлопроката, труб, пиломатериалов) в одном рабочем цикле от изготовителя до конечного потребителя, после чего утилизируемых, назначаются коэффициенты запаса не менее 5.
Вопрос 11 мая 2023:
В паспорте крана автомобильного в разделе «свидетельство о приемке (сертификат)» указано: ресурс до первого капитального ремонта 7000 моточасов. При этом регулярно проводятся техническое обслуживание и текущие ремонты крана, а кран находится в работоспособном состоянии. Прошу разъяснить – является ли в данной ситуации проведение капитального ремонта автокрана после наработки 7000 моточасов обязательным условием? Возможна ли в данной ситуации эксплуатация крана без проведения капитального ремонта в соответствии с п. 82-83 Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 ноября 2020 г. № 461, и на каких условиях?
Ответ: На данный вопрос ответ дан Управлением государственного строительного надзора Ростехнадзора.
В соответствии с пунктом 22 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 26 ноября 2020 г. № 461, организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты с подъемными сооружениями (ПС), должна соблюдать требования руководств (инструкций) по эксплуатации имеющихся в наличии ПС, в том числе требований по проведению планово-предупредительных и капитальных ремонтов.
Письмо Ростехнадзора от 10.03.2021 N 09-00-06/1538 "О предоставлении информации"
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПИСЬМО от 10 марта 2021 г. N 09-00-06/1538 О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ
В связи с обращением, поступившим по информационным системам общего пользования, Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сообщает, что в соответствии с пунктом 8 статьи 4 и пунктом 6 статьи 5 технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 823 (далее - технический регламент ТР ТС 010/2011) разработка руководства (инструкции) по эксплуатации является неотъемлемой частью разработки (проектирования) машины и (или) оборудования, изготовитель машины и (или) оборудования должен обеспечивать машины и (или) оборудование руководством (инструкцией) по эксплуатации.
Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения", утвержденные приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 N 461, не содержат требования к изготовителю дубликата руководства (инструкции) по эксплуатации подъемного сооружения (ПС).
На основании вышеизложенного, для изготовления дубликата руководства (инструкции) по эксплуатации ПС необходимо обратиться на завод-изготовитель технического устройства.
Начальник Управления государственного строительного надзора А.Н.ГОРЛОВ
Источник: Ростехнадзор
Разделы сайта, связанные с этой новостью:
Последовательность событий и новостей по этой теме
(перемещение по цепочке новостей, связанных друг с другом)
- Ростехнадзор разъясняет: Ремонт приборов безопасности на ПС
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации некоторых подъемных сооружений
- Ростехнадзор разъясняет: Техническое освидетельствование подъемных сооружений (ЧТО, ПТО на ПС)
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации подъемных сооружений
- Ростехнадзор разъясняет: Снятие с учета технических устройств - подъемных сооружений
- Ростехнадзор разъясняет: Постановка на учет ПС
- Ростехнадзор разъясняет: Аренда подъемных сооружений
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации кранов-манипуляторов
- Ростехнадзор разъясняет: Выделение кранов другим организациям для выполнения работ
- Ростехнадзор разъясняет: Контрольные груза для проведения испытаний ПС
- Ростехнадзор разъясняет: Редко используемые подъемные сооружения (ПС)
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации подъемников
- Ростехнадзор проверит все строительные башенные краны и повысит им класс опасности
- Ростехнадзор сообщил о результатах проверок организаций, эксплуатирующих башенные краны
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации погрузчиков
- Ростехнадзор проверит организации, эксплуатирующие башенные краны
- Ростехнадзор разъясняет: Изготовление экспертной организацией дубликата паспорта крана
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации фасадных подъемников
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации подъемных сооружений на металлургических объектах
- Ростехнадзор разъясняет: Техническое освидетельствование подъемных сооружений (ЧТО, ПТО на ПС) до 2021г.
- Ростехнадзор разъясняет: Нужна ли аттестация, если краны неподнадзорные
- Ростехнадзор разъясняет: Изменился порядок пуска в работу ПС - новая редакция ФНП по ПС
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации мостовых кранов
- Ростехнадзор разъясняет: Определение границ опасной зоны работы башенного крана
- Ростехнадзор разъясняет: Снятие с учета технических устройств - подъемных сооружений (до 2021г.)
- Ростехнадзор разъясняет: Формы документов из старых правил по подъемным сооружениям
- Ростехнадзор разъясняет: Необходимость соответствия паспортов и руководств старых подъемных сооружений новым требованиям
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации некоторых подъемных сооружений (до 2021 г.)
- Ростехнадзор разъясняет: Аттестация по электробезопасности ответственных по кранам
- Ростехнадзор разъясняет: Расчет срока службы подъемного сооружения, техническое обслуживание ПС
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации неподнадзорных кранов (не подлежащих учету в Ростехнадзоре, нерегистрируемых ПС)
- Ростехнадзор разъясняет: Порядок учета ПС в органах Ростехнадзора (до 2021г.)
- Ростехнадзор разъясняет: Инструкции, определяющие действия в аварийных ситуациях на ПС
- Ростехнадзор разъясняет: Выделение кранов другим организациям для выполнения работ (до 2021 г.)
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации кранов-манипуляторов, автоэвакуаторов (до 2021г.)
- Ростехнадзор разъясняет: Обязанности арендатора и арендодателя подъемных сооружений
- Ростехнадзор разъясняет: Установка регистратора параметров на краны
Другие новости в группе "Нормативные документы"
(перемещение по новостям в группе)