При необходимости вы можете перейти на сайт нашего партнера в любом из представленных регионов:
?
по сайту по документам

Экспертиза промышленной безопасности, проектирование, сертификация в городе Москве и Новой Москве

27.03.2024 редакция от 30.07.2024

Ростехнадзор разъясняет: Вопросы эксплуатации подъемных сооружений


Сообщаем, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, настоящие письма не являются нормативными правовыми актами, имеют информационный характер, а содержащиеся в них разъяснения вопросов применения нормативных правовых актов не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера и не препятствуют возможности руководствоваться непосредственно нормами законодательства.


Вопрос от 12.03.2024:

Через какой период времени проводится считка информации с регистратора параметров ПС?

Ответ: Не реже сроков, указанных в руководстве (инструкции) по эксплуатации регистратора. При отсутствии в эксплуатационных документах регистраторов указаний о сроках считывания данных, выполнять такие операции необходимо не реже одного раза в шесть месяцев (п. 24(б) ФНП по ПС).


Вопрос от 12.2023:

  1. Распространяются ли ФНП, утв. приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 (ФНП №461) на подъемные сооружения, которые не подлежат учету согласно пункту 145?
    1. Если вид ПС есть в пункте 145, а также в пункте 2, то ФНП №461 на такой ПС действует? Например, в пункте два указаны мостовые краны-штабелеры и краны-трубоукладчики, но они не подлежат учету согласно пункту 145. В каком объеме на такие ПС распространяются ФНП №461?
    2. Если ПС, которые не подлежит учету в Ростехнадзоре, используете на ОПО, то в каком объеме на такой ПС распространяются ФНП №461? Например, если используем мостовой кран г/п 10 тонн без кабины, которые управляется с радиопульта для загрузки литейных печей шихтой. При этом литейный цех – это ОПО. Распространится ФНП №461 на такой кран? Нужно ли такой кран включать в состав ОПО?
  2. Прошу разъяснить, демонтаж кабины мостового крана – это изменение конструкции ПС? Нужно ли проводить ЭПБ крана после демонтажа кабины согласно последнего абзаца пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 116- ФЗ? Демонтаж кабины мостового крана, перевод крана на управление с пола или по радио – это техническое перевооружение ОПО? Нужно разрабатывать проект на перевооружение ОПО? Какие требования к организации, которая проводить перевод крана на управление с пола, а также демонтаж кабины? Должны ли быть у этой организации какие-либо разрешения или лицензии? Может ли эксплуатирующая организация самостоятельно перевести кран на управление с пола и демонтировать кабину?
  3. Какой порядок действия пуска ПС и регистрации ОПО с ПС? Как быть в ситуациях противоречия: в ФНП №461 в пунктах 136 и 138 указано, что пуск ПС в работу проводится после постановки ПС на учет в Ростехнадзоре. Но согласно пункту 143 ФНП №461 постановка ПС на учет проводится одновременно с регистрацией ОПО. А подать документы на регистрацию ОПО нужно в течение 10 рабочих дней после начала эксплуатации ОПО согласно пункту 14 приказа Ростехнадзора от 30.11.2020 № 471, т. е. получается после пуска ПС. Такая последовательность не дает возможности пустить ПС в работу после его постановки на учет, так как регистрировать ОПО с ПС нужно после начала эксплуатации ОПО и, соответственно, после пуска ПС в работу.
  4. Прошу дать разъяснения чем отличается Акт готовности ПС к вводу в работу, который указан в пункте 138 ФНП №461, и акт пуска ПС в работу, указанный в пункте 140 ФНП №461? Допустимо ли формировать только один акт? Оба акта подписывает одна и та же комиссия? Есть форма или образец таких актов?
  5. Прошу дать разъяснения, кто производить первичный пуск башенного быстромонтируемого крана после его покупки? Нужно ли формировать комиссию для первичного пуска такого крана?
  6. Для железнодорожного крана г/п 5 тонн первичный пуск производит ответственный за осуществление производственного контроля? Нужно ли формировать комиссию с представителем Ростехнадзора для пуска такого крана?
  7. Допускается ли ЧТО и ПТО крана проводить экспертная организация? После монтажа, ремонта или реконструкции ПС, кто должен проводить ПТО – эксплуатирующая организация или организация, которая проводила работы?
  8. Согласно пункту 121 ФНП №461 на таблички ПС должна быть указана паспортная грузоподъемность. Если крану снизили грузоподъемность, то какую грузоподъемность указывать на табличке?

Ответ: Письмо Ростехнадзора от 06.12.2023 № 09-00-06/8309 «По вопросам эксплуатации ПС»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПИСЬМО от 6 декабря 2023 года № 09-00-06/8309

По вопросам эксплуатации ПС

Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, рассмотрев обращение по вопросу безопасной эксплуатации подъемных сооружений, сообщает.

Подъемные сооружения (далее - ПС), перечисленные в пункте 145 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 (далее - ФНП по ПС), не относятся к ПС, которые являются составляющими опасных производственных объектов (далее - ОПО), в связи с чем требования федерального закона от 21.07.1997 №2 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее Федеральный закон № 116-ФЗ) на них не распространяются и Ростехнадзор не осуществляет за ними государственный контроль (надзор).

Порядок безопасной эксплуатации ПС, не подлежащих учету в федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющих ведение реестра ОПО, устанавливается в соответствии с требованиями руководств (инструкций) по эксплуатации ПС и утвержденной производственной инструкцией (положением), разработанной в организации, эксплуатирующей эти ПС.

Также при эксплуатации таких ПС могут применяться некоторые положения ФНП по ПС (не содержащиеся в руководствах по эксплуатации), правила охраны труда и иные отраслевые правила и стандарты.

Пунктом 56 ФНП по ПС установлено, что перевод ПС на дистанционное управление (радиоуправление) не является техническим перевооружением ОПО, а представляет собой реконструкцию ПС.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона № 116-ФЗ если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия технического устройства, применяемого на ОПО, обязательным требованиям к такому техническому устройству, оно подлежит экспертизе промышленной безопасности после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на ОПО, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

Требования промышленной безопасности к организациям и работникам, осуществляющим монтаж, наладку, ремонт, реконструкцию или модернизацию ПС в процессе эксплуатации ОПО определены разделом II ФНП по ПС.

Вместе с тем согласно пункту 23 ФНП по ПС если эксплуатирующая организация выполняет работы по ремонту, реконструкции ПС, находящихся у нее в эксплуатации, она должна иметь в своем составе подразделение, отвечающее требованиям пунктов 10 - 21 ФНП по ПС.

Частью 2 статьи 2 Федерального закона № 116-ФЗ определено, что ОПО подлежат регистрации в государственном реестре ОПО в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

На основании пункта 5 Правил регистрации объектов в государственном реестре ОПО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1371, для регистрации объектов в государственном реестре организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие эти объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, характеризующие каждый объект.

Следует отметить, что производственный объект является ОПО ввиду наличия признаков опасности, указанных в Приложении 1 к Федеральному закону № 116- ФЗ, а именно стационарно установленных ПС, подлежит регистрации в государственном реестре ОПО с одновременным учетом данных ПС федеральными органами исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющими ведение реестра ОПО, в соответствии с пунктом 143 ФНП по ПС.

Решение о дальнейшем пуске в работу ПС принимается в соответствии с требованиями пунктов 135 и 138 ФНП по ПС.

Вместе с тем пунктом 138 ФНП по ПС установлены требования к порядку оформления принятого комиссией решения о возможности пуска ПС, а именно результаты проверки готовности ПС к пуску в работу должны оформляться актом готовности ПС к вводу в работу (далее - акт готовности). Требований к форме акта готовности ФНП по ПС не установлено. Организации, эксплуатирующие ОПО с ПС, самостоятельно определяют форму данного акта.

Обращаем внимание на то, что акт готовности является тождественным акту пуска ПС в работу, в которых отражаются результаты проверки готовности ПС к пуску в работу.

В соответствии с пунктом 167 ФНП по ПС техническое освидетельствование ПС должно проводиться инженерно-техническим работником, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации ПС, а также при участии инженернотехнического работника, ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии.

Следует отметить, что ФНП по ПС не установлено запретов по дополнительному привлечению специализированных организаций для выполнения работ по техническому освидетельствованию ПС.

Согласно пункту 121 ФНП по ПС находящиеся в эксплуатации ПС должны быть снабжены табличками с обозначениями учетного номера, заводского номера ПС, паспортной грузоподъемности и дат следующего полного и частичного технического освидетельствований.

Информируем, что по завершении реконструкции ПС, связанной с изменением его грузоподъемности, организация, выполнившая работы, вносит изменения в паспорт данного ПС, с указанием сведений о фактической грузоподъемности, которые также отражаются на табличке ПС.

Начальник Управления государственного строительного надзора

А.Н. Горлов


Вопрос от 11.12.2023:

Прошу разъяснить требования пунктов 105 и 109 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденные приказом Ростехнадзора от 26 ноября 2020 г. № 461 (далее – ФНП по ПС) в части определения расстояний по горизонтали между выступающими частями башенного крана (передвигающегося по наземному крановому пути) и строениями, штабелями грузов и другими предметами.

Пунктом 105 ФНП по ПС устанавливается требование, что «Расстояние по горизонтали между выступающими частями крана, передвигающегося по наземному крановому пути, и строениями, штабелями грузов и другими предметами, расположенными на высоте до 2 м от уровня земли или рабочих площадок, должно быть не менее 0,7 м, а на высоте более 2 м - не менее 0,4 м.».

Пунктом 109 ФНП по ПС – «Установка кранов стрелового типа, кранов-манипуляторов, подъемников (вышек) должна производиться так, чтобы при работе расстояние между поворотной частью такого ПС при любом его положении, в том числе в нагруженном состоянии, и строениями, штабелями грузов и другими предметами составляло не менее 1 м.».

Башенный кран конструктивно также относится к кранам стрелового типа и в этой связи требуются разъяснения какой из пунктов ФНП по ПС (105 и/или 109) применим к установке именно башенного крана.

Ответ: На данный вопрос ответ дан Управлением государственного строительного надзора Ростехнадзора.

Согласно пункту 105 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 26 ноября 2020 г. № 461 (далее – ФНП по ПС), расстояние по горизонтали между выступающими частями крана, передвигающегося по наземному крановому пути, и строениями, штабелями грузов и другими предметами, расположенными на высоте до 2 м от уровня земли или рабочих площадок, должно быть не менее 0,7 м, а на высоте более 2 м - не менее 0,4 м.

Пунктом 109 ФНП по ПС определено, что установка кранов стрелового типа, кранов-манипуляторов, подъемников (вышек) должна производиться так, чтобы при работе расстояние между поворотной частью такого ПС при любом его положении, в том числе в нагруженном состоянии, и строениями, штабелями грузов и другими предметами составляло не менее 1 м.

Как справедливо отмечено в обращении башенный кран частично относится к стреловому типу, так как грузозахватный орган подвешен к стреле или тележке, перемещающейся по стреле, но у данного ПС стрела закреплена в верхней части вертикально расположенной башни, что является его конструктивной особенностью, а под стреловыми кранами, на которые распространяются требования пункта 109 ФНП по ПС, следует понимать поворотные краны, у которых стрела или башенно-стреловое оборудование закреплены на поворотной платформе, размещенной непосредственно на ходовом устройстве (автомобильные, пневмоколесные, на специальном шасси, гусеничные, тракторные, отбор мощности у которых для собственного передвижения и работы механизмов осуществляется от собственного источника энергии).

Обобщая вышеизложенное, приходим к выводу, что требования пункта 105 ФНП по ПС применимы к установке башенных кранов.


Вопрос от 26.09.2023:

Башенный кран в 99 % случаев устанавливается на объектах строительства дома, производственных корпусов, организацию и производство работ по строительству которых осуществляют строительные организации.

Подготовкой площадки под кран, размещением складирования грузов, определением типов грузов, разработкой ППР (краном), определением количества стропальщиков при работе с краном, ИТР, ответственного за безопасное производство работ с применением ПС, занимается строительная организация, которая организует и производит работы по строительству объекта.

Почему в ФНиП нельзя указать, что эксплуатирующей организацией при капитальном строительстве с применением башенных кранов должна являться строительная организация (ген. подрядчик), которая обязана в таком случае зарегистрировать опасный производственный объект, застраховать, вести производственный контроль за эксплуатацией башенного крана?

Наша организация предоставляет в аренду башенные краны, ведет их монтаж (демонтаж), техническое обслуживание и ремонт. И все обязанности по осуществлению производственного контроля при эксплуатации башенного крана, в т.ч. контроль за обучением, допуском стропальщиков возлагаются только на нас, хотя каждый раз при производстве работ закрепляются в качестве стропальщиков и ИТР работники сторонних организаций, индивидуальные предприниматели, которые не несут никакой ответственности, как юридическое лицо в области промышленной безопасности при эксплуатации башенного крана.

В ФНиП нет никакого разграничения ответственности при эксплуатации крана между заказчиком крана и владельцем крана.

Ответ: Согласно пункту 122 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 26 ноября 2020 г. № 461, эксплуатирующая организация должна обеспечить выполнение следующих требований промышленной безопасности:

  • определить порядок выделения и направления подъемных сооружений (ПС) на объекты согласно заявкам структурных подразделений и сторонних организаций.

При этом ответственность за обеспечение требований промышленной безопасности при работе ПС несет организация, выделившая ПС для работ.

Согласно статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

  • соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.

Таким образом нормами действующего законодательства не предусмотрено разделение ответственности между организацией владельцем крана и заказчиком (строительной организацией), эксплуатирующая организация может быть только одна.


Вопрос от 22.09.2023:

Интересует вопрос транспортировки металлопроката длиной 5м за проволочные хомуты, связанные в трех местах пакета. Пакет предварительно сформирован упаковочной лентой. Можно ли это делать?

Ответ: На данный вопрос ответ дан Управлением горного надзора Ростехнадзора.

При эксплуатации подъемных сооружений на объектах металлургической промышленности требования Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности процессов получения или применения металлов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 9 декабря 2020 г. № 512, применяются совместно с требованиями Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 26 ноября 2020 г. № 461 (далее – ФНП № 461), требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

Согласно пункту 126 ФНП № 461 погрузка и разгрузка полувагонов, платформ, автомашин и других транспортных средств должны выполняться без нарушения их равновесия.

Строповка пакетов труб или металлопроката за элементы упаковки (скрутки, стяжки, не предназначенные для строповки) запрещается.

Подъем, перемещение и транспортирование длинномерных грузов в пакетирующих стропах осуществляется не менее чем двумя пакетирующими стропами соответствующей грузоподъемности.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 217 ФНП № 461 для ветвей специальных стропов (транспортирующих, пакетирующих), используемых не более чем для 5 перегрузок пакетов длинномерных грузов (металлопроката, труб, пиломатериалов) в одном рабочем цикле от изготовителя до конечного потребителя, после чего утилизируемых, назначаются коэффициенты запаса не менее 5.


Вопрос 11 мая 2023:

В паспорте крана автомобильного в разделе «свидетельство о приемке (сертификат)» указано: ресурс до первого капитального ремонта 7000 моточасов. При этом регулярно проводятся техническое обслуживание и текущие ремонты крана, а кран находится в работоспособном состоянии. Прошу разъяснить – является ли в данной ситуации проведение капитального ремонта автокрана после наработки 7000 моточасов обязательным условием? Возможна ли в данной ситуации эксплуатация крана без проведения капитального ремонта в соответствии с п. 82-83 Правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 ноября 2020 г. № 461, и на каких условиях?

Ответ: На данный вопрос ответ дан Управлением государственного строительного надзора Ростехнадзора.

В соответствии с пунктом 22 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения», утвержденных приказом Ростехнадзора от 26 ноября 2020 г. № 461, организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты с подъемными сооружениями (ПС), должна соблюдать требования руководств (инструкций) по эксплуатации имеющихся в наличии ПС, в том числе требований по проведению планово-предупредительных и капитальных ремонтов.


Письмо Ростехнадзора от 10.03.2021 N 09-00-06/1538 "О предоставлении информации"

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПИСЬМО от 10 марта 2021 г. N 09-00-06/1538 О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ

В связи с обращением, поступившим по информационным системам общего пользования, Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору сообщает, что в соответствии с пунктом 8 статьи 4 и пунктом 6 статьи 5 технического регламента Таможенного союза ТР ТС 010/2011 "О безопасности машин и оборудования", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 823 (далее - технический регламент ТР ТС 010/2011) разработка руководства (инструкции) по эксплуатации является неотъемлемой частью разработки (проектирования) машины и (или) оборудования, изготовитель машины и (или) оборудования должен обеспечивать машины и (или) оборудование руководством (инструкцией) по эксплуатации.

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения", утвержденные приказом Ростехнадзора от 26.11.2020 N 461, не содержат требования к изготовителю дубликата руководства (инструкции) по эксплуатации подъемного сооружения (ПС).

На основании вышеизложенного, для изготовления дубликата руководства (инструкции) по эксплуатации ПС необходимо обратиться на завод-изготовитель технического устройства.

Начальник Управления государственного строительного надзора А.Н.ГОРЛОВ

Оцените новость:
средний балл: 4.5000 (8)

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Последовательность событий и новостей по этой теме

(перемещение по цепочке новостей, связанных друг с другом)

Подъемные сооружения (ПС)

Другие новости в группе "Нормативные документы"

(перемещение по новостям в группе)

« все новости


Ваш комментарий