редакция от 09.08.2020
Какие АЗС являются ОПО ? Требования к эксплуатации АЗС
Статья от 25.06.2020 "Требования к деятельности АЗС" (Полякова В.Э.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)
Оглавление:
- Требования к эксплуатации автозаправочных станций
- Требования пожарной безопасности, предъявляемые к автозаправочным станциям
- Требования, предъявляемые к размещению автозаправочных станций
- Требования охраны труда, установленные при эксплуатации автозаправочных станций
Письмо Ростехнадзора от 30.10.2019 № 00-07-06/1854 "О направлении разъяснений"
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПИСЬМО от 30 сентября 2019 года "О направлении разъяснений"
В связи с поступающими обращениями от территориальных управлений Ростехнадзора по вопросам идентификации и регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, в том числе в части идентификации и определения класса опасности опасного производственного объекта - «автомобильная газонаполнительная компрессорная станция» (далее - АГНКС) и «станция газозаправочная (автомобильная)» (далее - СГЗА) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору сообщает следующее.
Опасными производственными объектами (далее - ОПО) в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - Федеральный закон № 116-ФЗ) являются предприятия, или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ.
Пунктами 6 и 7 » Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утверждённых приказом Ростехнадзора от 25 ноября 2016 г. № 495 (далее - Требования) установлено, что отнесение объектов к ОПО осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации, в ходе которой, должны быть выявлены все признаки опасности на объекте, учтены их количественные и качественные характеристики, а также учтены все осуществляемые на объекте технологические процессы и применяемые технические устройства, обладающие признаками опасности, позволяющие отнести такой объект к категории ОПО.
Таким образом, при идентификации АГНКС в составе опасного производственного объекта магистрального трубопроводного транспорта, построенных по отдельному проекту и подключенных к объектам магистрального трубопроводного транспорта, целесообразно присваивать наименование из » раздела 5 приложения № 1 Требований «Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция».
Порядок осуществления надзора за вышеуказанными ОПО определен приказом Ростехнадзора от 25.01.2016 № Пр-19 «О разграничении полномочий по организации и осуществлению надзорной деятельности в отношении организаций, осуществляющих строительство, реконструкцию, эксплуатацию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию объектов магистрального трубопроводного транспорта и подземных хранилищ газа».
Наименование иных СГЗА, подключенных к сетям газораспределения, присваивается в соответствии с » разделом 11 приложения № 1 Требований. Надзор за такими опасными производственными объектами осуществляется территориальными управлениями Ростехнадзора по месту нахождения ОПО.
При классификации ОПО следует учитывать пункты 1 и 5 Приложения 2 Федерального закона № 116-ФЗ. Также следует учитывать требование пункта 10 Приложения 2 о том, что в случае, если для ОПО по указанным в пунктах 1-9 Приложения 2 критериями могут быть установлены разные классы опасности, устанавливается наиболее высокий класс опасности.
Обращаем Ваше внимание, что требования в отношении автогазозаправочных станций газомоторного топлива, к которым относятся и АГНКС и СГЗА установлены в » Федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденных приказом Ростехнадзора от 11.12.2014 № 559, зарегистрированным в Минюсте России 29.01.2015 № 35780.
При этом, согласно Административному регламенту Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов, утвержденного приказом Ростехнадзора от 08.04.2019 № 140, при заполнении сведений о составе ОПО все графы должны быть заполнены, с указанием числового обозначения признака опасности.
Данное разъяснение предлагаем учесть в работе по предоставлению государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов.
А.В. Трембицкий
Вопрос от 29.04.2019:
Поднадзорны ли автозаправочные станции (АЗС и АГЗС), осуществляющие заправку нефтепродуктами или сжиженными углеводородными газами (СУГ), органам Ростехнадзора как ОПО при строительстве и эксплуатации?
Ответ: Автомобильные газозаправочные станции (АГЗС) являются опасными производственными объектами (ОПО) по признаку хранения опасного вещества – сжиженного углеводородного газа (СУГ) и по признаку использования оборудования, работающего под избыточным давлением газа более 0.07 Мпа.
В соответствии с приложением 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» АГЗС может быть классифицирована как ОПО III или IV класса опасности, в зависимости от массы хранящегося СУГ и рабочего давления газа.
Автозаправочные станции жидкого моторного топлива не относятся к опасным производственным объектам.
Вопрос от 22.02.2019:
На основании Федерального закона от 21.07.1997 № 116 (ред. от 29.07.2018) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 1 приложения 1, п. 1 приложения 2 и таблицы 2, является ли АГЗС (газовая пропан-бутановая автозаправочная станция) или ГНП (газонаполнительный пункт бытовых пропан-бутановых баллонов), с рабочим давлением ёмкости 1,56 Мпа и вместимостью 9,2 куб.м., с максимальной массой заливаемой среды 4220 кг, опасным производственным объектом, подлежащим регистрации в органах Ростехнадзора? Или требуется только уведомление в соответствующих органах? Технические паспорта и проект АГЗС и ГНП без привязки к местности имеются.
Ответ: В соответствии с п. 6 » Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (далее – Требования к регистрации ОПО), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 25 ноября 2016 года № 495 (с изменениями на 9 апреля 2018 года) отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации. При проведении идентификации учитывается, что к опасным производственным объектам относятся предприятие или его цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон № 116-ФЗ). По результатам идентификации организация присваивает опасному производственному объекту типовое наименование (именной код объекта) в соответствии с приложением № 1 Требований к регистрации ОПО.
Опасные производственные объекты (далее – ОПО) подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества, ОПО подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ, на четыре класса опасности. Присвоение класса опасности ОПО осуществляется при его регистрации в государственном реестре. В соответствии с Приложением 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ к категории ОПО относятся объекты, на которых:
1) получаются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества, указанные в приложении 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ.
В данном случае Автогазозаправочная станция газомоторного топлива (АГЗС), или газонаполнительный пункт баллона (ГНП) идентифицируются по признакам опасности воспламеняющиеся вещества – газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже (сжиженные углеводородные газы (СУГ) пропан – бутан в количестве 4,2 тонны), и, в соответствии с таблицей 2 приложения 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ относятся к IV классу опасности.
В соответствии со ст. 8 » Федерального закона (в редакции, действующей с 27.01.2019) от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный или уполномоченные в соответствующей сфере деятельности орган (органы) государственного контроля (надзора). Уведомление о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности представляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими выполнение работ и услуг в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации перечнем работ и услуг в составе видов деятельности указанных в п. 2 ст. 8 Федерального закона № 294-ФЗ.
Эксплуатация АГЗС или ГНП с указанными Вами характеристиками, относится к деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически ОПО IV класса опасности.
Госдума в среду, 8 февраля 2017, приняла в третьем чтении проект федерального закона, предлагающий сохранить газовые АЗС в перечне опасных производственных объектов, изменив класс опасности автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций (АГНКС) с третьего на четвертый. Об этом говорится в сообщении Госдумы.
Как сообщил председатель комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инвестиционному развитию и предпринимательству Сергей Жигарев, это поможет снизить административные барьеры при строительстве и эксплуатации объектов газозаправочной инфраструктуры, как в рамках отдельных АГНКС, так и на территории уже существующих АЗС и создать благоприятные условия для расширения сети газозаправочных комплексов.
Законопроектом также предлагается изменить систему контроля и надзора за деятельностью АГНКС, что позволит сократить затраты при эксплуатации.
Согласно пояснительной записке, законопроект направлен на создание благоприятных условий для использования природного газа в качестве моторного топлива, в том числе создание широкой сети газозаправочных комплексов, обеспечение экологической и энергетической безопасности.
Обратите внимание! Снизился класс опасности АЗС, которые используют природный газ - метан.
Классификация АГЗС, использующих в качестве топлива сжиженный углеводородный газ (СУГ-пропан,бутан), осталась без изменений:
- с давлением сосуда 1,6 МПа – 3 класс опасности (плановые проверки, лицензия);
- с давлением сосуда до 1,59 МПа включительно – 4 класс опасности (без плановых проверок, уведомление вместо лицензии).
Наша организация оказывает услуги по разработке проектов на газовые автозаправочные станции, помощь в прохождении негос.экспертизы этих проектов, регистрации ОПО в Ростехнадзоре и получении лицензии.
Руководитель направления по г. Москва
Косинец Андрей Викторович
Телефон: +7 (985) 760-5138
E-mail:
Вопрос:
Распространяется ли изменение, внесенное Федеральным законом от 22.02.2017 № 22-ФЗ в подпункт 1 пункта 5 Приложения 2 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», на автогазозаправочные станции, осуществляющие заправку автомобилей сжиженными углеводородными газами?
Ответ: В качестве моторного топлива для автомобильного транспорта, а также для коммунально-бытового и промышленного применения помимо жидких нефтепродуктов используются указанные ниже виды газов.
Сжиженные углеводородные газы (сжиженные нефтяные газы - согласно международной терминологии, далее – СУГ), представляющие собой смесь газов на основе пропана и бутана, технические требования к изготовлению (производству) которых в Российской Федерации определены ГОСТ Р 52087-2003 «Газы углеводородные сжиженные топливные. Технические условия», ГОСТ ISO 9162-2013 «Нефтепродукты. Топлива (класса F). Газы углеводородные сжиженные. Технические условия.». В качестве сырья для получения СУГ используются нефть и нефтяные попутные газы, природный газ и газовый конденсат.
Природный газ – газообразная смесь, основу которой составляет метан в количестве от 75 до 99 % в зависимости от месторождения и происхождения.
Транспортирование и хранение природного газа до отпуска его потребителю на автомобильных заправках в зависимости от принятой в конкретном случае технологии осуществляется под избыточным давлением в сжатом (компримированном) или сжиженном состоянии с применением соответствующих для каждого из указанных случаев наименований:
- компримированный природный газ (КПГ), получаемый в соответствии с ГОСТ 27577-2000 «Газ природный топливный компримированный для двигателей внутреннего сгорания. Технические условия» из горючего природного газа, транспортируемого по магистральным газопроводам или городским газовым сетям, компримированием и удалением примесей на газонаполнительной компрессорной станции (ГНКС) по технологии, не предусматривающей изменения компонентного состава;
- сжиженный природный газ (СПГ), получаемый с использованием технологий глубокого охлаждения и сжижения горючего природного газа до состояния криогенной жидкости для транспортирования и хранения с последующей регазификацией в соответствии с ГОСТ Р 56021-2014 «Газ горючий природный сжиженный. Топливо для двигателей внутреннего сгорания и энергетических установок. Технические условия».
Поскольку вышеуказанные газы обладают горючими и взрывопожароопасными свойствами, то наличие на конкретном объекте данных газов, а также оборудования, используемого для их хранения и транспортирования, являются признаком отнесения такого объекта к категории опасного производственного объекта в соответствии с пунктами 1 и 2 приложения № 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – ФЗ № 116 от 21.07.1997), за исключением сетей газораспределения и газопотребления, работающих под давлением до 0,005 МПа включительно природного газа или сжиженного углеводородного газа.
Изменения, внесенные Федеральным законом от 22.02.2017 № 22 в подпункт 1 пункта 5 Приложения 2 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», определяют условие установления класса опасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, автозаправочных станций, предназначенных для заправки транспортных средств природным газом (КПГ, СПГ), и соответственно, не могут быть применены к объектам СУГ.
Письмо Ростехнадзора от 02.06.2005 N 11-12/1593 "О лицензировании автозаправочных станций"
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПИСЬМО от 2 июня 2005 г. N 11-12/1593
Управление по надзору за общепромышленными опасными объектами сообщает следующее.
Отдельно стоящие автозаправочные станции, как объекты розничной торговли нефтепродуктами, не относятся к опасным производственным объектам и не входят в сферу действия Закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", вследствие чего оформление лицензии на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов не требуется.
Вместе с тем автозаправочные станции являются пожароопасными объектами. Лицензирование деятельности по эксплуатации пожароопасных объектов находится в компетенции МЧС России.
Начальник Управления по надзору за общепромышленными опасными объектами Б.А.КРАСНЫХ
Информация для сведения:
Традиционная автозаправочная станция - АЗС, технологическая система которой предназначается для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется подземным расположением резервуаров и их разнесением с топливораздаточной колонкой. Классификацию АЗС см. в п. 5 "СП 156.13130.2014. Свод правил. Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности", утвержденных Приказом МЧС России от 05.05.2014 N 221 "Об утверждении свода правил "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности".
Источник: Ростехнадзор
Разделы сайта, связанные с этой новостью:
- Работы на объектах котлонадзора и энергетического оборудования
- Работы на объектах газового надзора
- Работы на объектах, связанных с транспортированием опасных веществ
Последовательность событий и новостей по этой теме
(перемещение по цепочке новостей, связанных друг с другом)
- Профилактические визиты Ростехнадзора на АГЗС
- Ростехнадзор разъясняет: Вопросы идентификации АЗС
- Ростехнадзор разъясняет: Получение лицензии на АГЗС
- Планы мероприятий на АЗС
- Ростехнадзор разъясняет: Эксплуатация АГЗС
- Ростехнадзор выявил 539 АГЗС, не зарегистрированных как ОПО
- В Нижегородской области предложили разработать новый механизм проверок отдельных АЗС
- Какие АЗС являются ОПО ? Требования к эксплуатации АЗС
- Ростехнадзор разъясняет: Разрешительные документы для осуществления эксплуатации автогазозаправочной станции
- Вопреки обещаниям Минтранса газификация общественного транспорта не сделает проезд дешевле
- Чем грозит переход на газовый транспорт?
- Для строительства газозаправочных станций изменят нормативную базу
Другие новости в группе "Ростехнадзор"
(перемещение по новостям в группе)