При необходимости вы можете перейти на сайт нашего партнера в любом из представленных регионов:
?
по сайту по документам

Экспертиза промышленной безопасности, проектирование, сертификация в городе Москве и Новой Москве

25.03.2022 редакция от 13.02.2024

НОСТРОЙ и Ростехнадзор разъясняют: Строительный контроль - когда требуется членство в СРО

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПИСЬМО от 21 марта 2022 г. N 09-01-04/1764

О ЧЛЕНСТВЕ В САМОРЕГУЛИРУЕМОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрело обращение и в рамках компетенции сообщает.

Согласно частям 2 и 2.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций. Законодательством о градостроительной деятельности не установлены особые требования к организациям, осуществляющим строительный контроль на основании договора.

Требование о членстве в саморегулируемых организациях для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, выполняющих работы по договорам, заключенным для проведения строительного контроля вне зависимости от их стоимости и способов заключения, Кодексом не предусмотрено.

Согласно статье 53 Кодекса и пунктам 2 и 3 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468 (далее - Положение N 468) строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства.

При этом строительный контроль, осуществляемый заказчиком, предполагает проведение ряда контрольных мероприятий, перечисленных в пункте 6 Положения N 468, объектом которых являются непосредственно действия подрядчика.

Для осуществления строительного контроля на основании договора, заключенного с застройщиком или техническим заказчиком, членство субъекта предпринимательской деятельности в саморегулируемой организации не требуется, так как строительный контроль не относится к видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, перечисленных в части 1 статьи 55.8 Кодекса.

Кроме того, строительный контроль включен в группу видов экономической деятельности 71.12.1 "Деятельность, связанная с инженерно-техническим проектированием, управлением проектами строительства, выполнением строительного контроля и авторского надзора" раздела М "Деятельность профессиональная, научная и техническая" ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, утвержденного приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст.

Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, письма Ростехнадзора и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера в связи с отсутствием полномочий по правовой оценке законодательных и иных нормативных правовых актов.

Начальник Управления государственного строительного надзора А.Н.ГОРЛОВ


Основные тезисы Аналитической справки НОСТРОЯ:

  1. Законодательством установлены требования к лицам, осуществляющим строительный контроль заказчика и строительный контроль подрядчика.
  2. Лицо, осуществляющее строительный контроль заказчика, обязано быть членом саморегулируемой организации в сфере строительства.
  3. Лицо, привлеченное подрядчиком для осуществления строительного контроля подрядчика, не обязано быть членом саморегулируемой организации в сфере строительства.
  4. Застройщик, самостоятельно, без привлечения технического заказчика, осуществляющий строительный контроль, обязан быть членом саморегулируемой организации.
  5. Членство лица, осуществляющего строительный контроль, в саморегулируемой организации, является обязательным вне зависимости от размера обязательств в случае, если такое лицо заключает договор с региональным оператором в соответствии с жилищным законодательством.
  6. В настоящее время сформирована правоприменительная практика, согласно которой решение вопроса об обязанности лица, осуществляющего строительный контроль, быть членом саморегулируемой организации, а также определение необходимого уровня ответственности такого лица по обязательствам необходимо осуществлять исходя из размера обязательств по договору строительного подряда, контроль за выполнением работ по которому должен осуществляться в рамках строительного контроля.
  7. Лица, осуществляющие строительный контроль, несут гражданскоправовую ответственность перед заказчиком строительных работ за ненадлежащее качество оказанных услуг по строительному контролю.
  8. Саморегулируемая организация несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение ее членами обязательств по договорам об осуществлении строительного контроля из средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств.

Положения Градкодекса не всегда следует толковать буквально. К такому выводу пришла рабочая группа Научно-консультативной комиссии НОСТРОЙ в процессе подготовки Аналитической справки и по вопросу об обязанности лиц, осуществляющих строительный контроль, быть членами саморегулируемых организаций. По мнению экспертов, в отдельных случаях смысл норм Градкодекса России может быть установлен только в системном единстве с иными положениями ГрК РФ, иных нормативных правовых актов, а также с учетом целей правового регулирования.

Именно к таким случаям относятся случаи осуществления строительного контроля заказчика. Из буквального толкования положений Градкодекса России следует, что лицам, осуществляющим строительный контроль заказчика, не обязательно быть членами саморегулируемой организации, так как договор на осуществление строительного контроля является не договором подряда, а договором возмездного оказания услуг.

Однако эксперты настаивают, что с точки зрения законодательства о градостроительной деятельности осуществление строительного контроля оказывает влияние на безопасность объектов капитального строительства так же, как и работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу, выполняемые по договорам строительного подряда. При этом квалификация соответствующего договора как договора подряда либо договора возмездного оказания услуг имеет значение лишь для регулирования гражданских правоотношений. Таким образом, на отношения по осуществлению строительного контроля заказчика должны по аналогии распространяться правила, которые установлены Градкодексом России в целях обеспечения безопасности строительства, в том числе обязанность быть членом саморегулируемой организации.

Эксперты уточняют, что осуществление строительного контроля является функцией застройщика, однако по решению последнего может быть полностью передана техническому заказчику. При этом технический заказчик должен быть членом саморегулируемой организации в силу прямого указания на это в пункте 22 статьи 1 ГрК РФ.

Данная позиция подтверждается сложившейся судебной практикой, преобладающим мнением антимонопольных органов и позицией Минстроя России.

Впрочем, есть и иная точка зрения. Так, Ростехнадзор прямо указывает на то, что организациям, осуществляющим строительный контроль по договору, не требуется членство в саморегулируемой организации. По мнению Научно-консультативной комиссии НОСТРОЙ, применение указанной позиции заблокировало бы возможность государственных (муниципальных) заказчиков привлекать саморегулируемые организации к субсидиарной ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств лицами, осуществляющими строительный контроль на основании договоров, заключенных в соответствии с законодательством о государственных закупках, что в свою очередь, противоречило бы публичным (общественно-значимым) интересам.

Что же до строительного контроля подрядчика, то к нему должны применяться иные требования, касающиеся необходимости членства в саморегулируемой организации. Эксперты полагают, что такой контроль является самостоятельным видом строительного контроля, отличным от строительного контроля заказчика, не указывается в Перечне видов работ и не признается деятельностью, оказывающей влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Кроме того, к отношениям по осуществлению строительного контроля подрядчика не могут быть по аналогии применены положения пункта 22 статьи 1 ГрК РФ о техническом заказчике, поскольку последний, выступая в интересах застройщика, осуществляет строительный контроль заказчика, а не подрядчика. Сам же подрядчик не вправе выполнять строительный контроль заказчика, поскольку это противоречило бы статье 53 ГрК РФ и Положению о строительном контроле. Таким образом, осуществление строительного контроля подрядчика привлеченной подрядчиком организацией не требует членства такой организации в СРО.

При этом, законодательством остаются неурегулированными вопросы о том, как определять размер обязательств, исходя из которого должен решаться вопрос об обязанности лица, осуществляющего строительный контроль, быть членом саморегулируемой организации, а также как определять размер обязательств, исходя из которого должен определяться необходимый уровень ответственности такого лица. Научно-консультативная комиссия, ссылаясь на позицию Минстроя России и сформированную судебную практику, настаивает, что размер обязательств следует определять исходя из стоимости работ по договору строительного подряда, по которому осуществляется контроль за производством работ.

В завершение отмечается, что лица, осуществляющие строительный контроль, несут гражданско-правовую ответственность перед заказчиком строительных работ за ненадлежащее качество оказанных услуг по строительному контролю. В свою очередь, саморегулируемая организация несет субсидиарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение ее членами обязательств по договорам об осуществлении строительного контроля из средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств.


Оцените новость:
средний балл: 3.6786 (28)

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Последовательность событий и новостей по этой теме

(перемещение по цепочке новостей, связанных друг с другом)

вся цепочка

Другие новости в группе "СРО"

(перемещение по новостям в группе)

« все новости


Ваш комментарий