При необходимости вы можете перейти на сайт нашего партнера в любом из представленных регионов:
?
по сайту по документам

Экспертиза промышленной безопасности, проектирование, сертификация в городе Москве и Новой Москве

06.06.2014 редакция от 06.02.2015

Если лифт стал убийцей, кто виноват?

В газете «Комсомольская правда» опубликована статья «Если лифт стал убийцей, кто виноват?»

«Комсомолка» попыталась разобраться, почему люди рискуют жизнью в своих домах и что с этим делать.

Что происходит с лифтами? Сразу несколько несчастных случаев за неполные полгода. В Химках женщина провалилась в шахту - не заметила, что кабины перед ней нет. Она была на первом этаже и отделалась царапинами. А вот 17-летняя москвичка шагнула в пустоту с третьего этажа и оказалась в реанимации. Но самый жуткий случай произошел в подмосковном Дмитрове. На глазах сына женщину зажало лифтовыми дверями, кабина тронулась и задушила несчастную.

Что стало причиной трагедий? Проще всего обвинить в халатности механиков. Или пожалеть их - ведь чинить приходится такое старье.

Но на самом деле лифты у нас не такие уж старые. По данным Национального лифтового союза, в среднем по России лифтов старше 25 лет всего 27%. В Москве этот показатель значительно ниже. А срок службы лифта - 25 лет до капремонта. Это если добросовестно проводить ежемесячный осмотр и ежегодный плановый ремонт.

РАБОТА ТОЛЬКО НА ОТКАЗ

- Осмотр - это не просто по дверям постучал. Механик должен залезть в шахту, проверить датчики и механизмы, что-то заменить, смазать. Это позволяет предотвратить серьезные поломки, - говорит руководитель комитета по аналитике и статистике Национального лифтового союза Андрей Аникеев.

По его словам, есть в нынешней лифтовой системе брешь. После вступления в силу Жилищного кодекса ответственность за состояние лифтов легла на управляющие компании. Они, в свою очередь, заключают договор с фирмой, специализирующейся на обслуживании лифтов. Таких в Москве около 200. Есть гиганты типа Мослифта и МосОтиса, они входят в структуру столичного правительства. Мослифт, к примеру, обслуживает около 60 тысяч лифтов из 150 тысяч имеющихся в городе. У фирм поменьше - от сотни до 3 тысяч механизмов. Среди этих фирм встречаются странные экземпляры.

- Некоторые управляющие компании создают аффилированную фирмочку и нанимают одного-двух электромехаников, - рассказывает Аникеев. - Буква закона вроде бы соблюдена. Но плановых осмотров и ремонтов нет, работа только на отказ - до поломки. Естественно, при такой экономии лифт превращается в хлам, не прослужив и половины срока. При этом жители каждый месяц получают счета на полную стоимость обслуживания. Они платят, и эти деньги кто-то кладет себе в карман. Таких фирм не много, но мы выявляли их и в Москве, и в других городах.

НЕДОКОМПАНИИ

Удивительно, но, чтобы создать какое-нибудь ООО «Лифты и копыта», специальных разрешений и лицензий не требуется.

- Пишешь в уставе, что занимаешься обслуживанием лифтов, - говорит гендиректор Федерации лифтовых предприятий Максим Звягинцев. - Проверять никто не будет, поскольку нет официальных критериев специализированной компании. И это огромная проблема - до 70% несчастных случаев связано с обслуживанием лифтов такими недокомпаниями.

Много ли можно сэкономить на лифтовых осмотрах? По словам Андрея Аникеева, ежемесячное обслуживание стоит 3 - 4 тысячи рублей. Умножаем на количество лифтов и получаем ежемесячный «бонус». С одной четырехподъездной девятиэтажки (8 лифтов) - до 32 тысяч рублей в месяц. Некоторые управляющие компании обслуживают десятки, а порой сотни домов. Получаются миллионы рублей.

САМИ ПО СЕБЕ НЕ ПАДАЮТ

Чтобы изучить систему безопасности лифтов, я отправился к одному из лидеров отрасли - на Щербинский лифтостроительный завод. Начальник испытательного центра Валерий Егошин отвел меня в «башню» - специальную шахту, где терзают новые модели продукции.

- И как часто лифты сами по себе падают? - спросил я.

- Никогда, - отрезал Валерий Егошин. - Есть несколько степеней защиты. Одна из них - «ловители». Металлические клинья, на которые кабина садится, если ее скорость превысила норму. Да и двери защемить никого не могут - система реверса моментально их откроет. Исправный лифт не опасен. Датчики не дадут произойти инциденту.

Кстати, если лифт застрял или сел на ловители, пытаться выбраться самостоятельно нельзя. Будешь вылезать, а лифт дернется. Лучше спокойно ждать механиков.

- А если один из датчиков откажет? - спрашиваю я.

- Тогда цепь будет разомкнута, и кабина с места не тронется до прихода механика, - объясняет Егошин.

Но почему каждый год в России около 10 человек гибнут в лифтах. Специалисты единодушны: в большинстве случаев рука механика отключает датчики безопасности, закорачивает цепь перемычкой напрямую.

В ОБХОД ВСЕХ ДАТЧИКОВ

В Дмитрове, где погибла женщина, лифту было 22 года - три года до замены. Механик после случившегося божился, что за час до того лифт отремонтировал. Как - должны выяснить следователи. Но обычно бегает такой механик по району. Люди застряли, лифтсломался! Вышел из строя датчик реверса дверей. А запасного нет, заказывать надо. Что же, лифт на неделю останавливать? Скандал! Вот и соединяет он механизмы в обход датчиков безопасности.

- Чтобы поставить перемычку, не надо даже в шахту лезть, - говорит Валерий Егошин с Щербинского лифтостроительного завода. - Все цепи выведены в электрощит. Приходит горе-механик, открывает этот щит: замкнул два контакта, не работает. Замкнул другие два - ура, поехали. Вот и весь ремонт. Закрепил перемычку - и все.

В советские времена один механик мог обслуживать не больше двадцати лифтов. Сегодня - до ста. Немудрено забыть про одну перемычку. Помножим это на кадровый голод (профучилищ почти не осталось), на нанятых гастарбайтеров, две недели проходивших в учениках… Получаем смертельную угрозу там, где ее быть никак не должно.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

Как распознать опасный агрегат?

У него сломанные или перекошенные створки дверей. Это показывает, что механик даже не заглядывает в подъезд.

То же самое касается панели управления - иногда сломанными или оплавленными кнопками приходится пользоваться месяцами.

Если при движении лифта слышны посторонние звуки, скрежет.

Если кабина движется рывками или вибрирует. Это говорит о неисправности направляющих или лебедки.

ПОМОГИ СЕБЕ САМ

Чтобы обезопасить себя, надо заставить обслуживающие лифты компании не экономить, а следить за техникой. Но с чего начать? Жильцы ведь чаще всего не подозревают, что творится за стенками лифтовой кабины.

1. Табличка с данными о компании должна быть прямо в лифте. Если это незнакомая организация, стоит ее хотя бы в интернете поискать. Если сайта нет, это уже странно.

2. Бывает, что в лифте нет кнопки связи с диспетчерской - только номер телефона. Это тоже подозрительно.

3. Кто-то из жильцов может наведаться в офис фирмы, узнать, что за люди там работают, проходят ли сотрудники переаттестацию и повышение квалификации. Есть ли в офисе внутренняя документация, страховка деятельности.

4. Еще один показатель - членство обслуживающей фирмы в саморегулируемых организациях (отраслевых союзах), это своего рода знак качества. Если контора кажется подозрительной, если ее вообще невозможно найти, нужно бить в набат, требовать от управляющей компании сменить обслуживающую организацию.

Работает и «горячая линия» правительства Москвы - (495) 681-77-80, жалобу можно оставить и на портале «Наш город» - gorod.mos.ru.

Оцените новость:
поставь оценку первым!

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Последовательность событий и новостей по этой теме

(перемещение по цепочке новостей, связанных друг с другом)

вся цепочка

Другие новости в группе "Лифты"

(перемещение по новостям в группе)

« все новости


Ваш комментарий