При необходимости вы можете перейти на сайт нашего партнера в любом из представленных регионов:
?
по сайту по документам

Экспертиза промышленной безопасности, проектирование, сертификация в городе Москве и Новой Москве

02.08.2013 редакция от 12.08.2014

Состояние системы саморегулирования в российской строительной отрасли

1 августа НОСТРОЙ вместе с НОПом и НОИЗом провел круглый стол «Состояние системы саморегулирования в российской строительной отрасли». Говорили, прежде всего, о хорошем, но, несмотря на это, после мероприятия стало понятно, что проблем у саморегулирования сейчас гораздо больше, чем успехов.

Мероприятие было приурочено ко Дню строителя, и, очевидно, задумывалось как дружеский диалог представителей Нацобъединений СРО, Минрегиона, Ростехнадзора, недавно созданного Института проблем саморегулирования и других представителей профсообщества. Но если представители ИПС и Ростехнадзора до места встречи просто «не доехали», то дружеский диалог все же присутствовавших участников круглого стола вскрыл настоящие гнойные нарывы саморегулирования.

Массовая коммерция

Наиболее шокирующим стало заявление президента Национального объединения изыскателей Леонида Кушнира о том, что среди членов НОИЗ «коммерческих» СРО уже 45%! «Этими саморегулируемыми организациями руководят люди, которые считают данную работу своим бизнесом. То есть, не они для развития инженерных изысканий, а инженерные изыскания для их бизнеса. В большинстве случаев, такие руководители СРО не имеют ни профильного образования, ни опыта работы в области инженерных изысканий», — сообщил Леонид Кушнир коллегам, отметив, что в НОИЗ пока еще есть здоровое ядро, что и позволяет им продолжать свою деятельность.

Но то, что Национальное объединение уже почти наполовину состоит из «коммерческих» СРО, просто ужасает! О какой поддержке деятельности НОИЗ со стороны профсообщества можно говорить в таких условиях? О каких перспективных планах развития отрасли, если еще чуть-чуть, и Национальное объединение изыскателей окажется в руках коммерсантов?! Ведь главной задачей этих людей является зарабатывание денег, а переход строительной отрасли на саморегулирование для них – просто еще одна бизнес-возможность. Если (или когда?) Правительство РФ вернет «стройку» к лицензированию, они просто изменят бизнес-модель или найдут другие, более прибыльные способы заработка. А что останется инженерам-изыскателям, которые душой болеют за свою профессию?

Как еще зимой рассказал нашему корреспонденту член Совета НОИЗ, директор СРО НП «Изыскатели Санкт-Петербурга и Северо-Запада» Евгений Тарелкин, в Национальном объединении изыскателей количество «коммерческих» СРО уже тогда подошло к критической отметке. «Скоро эти СРО смогут проводить свою политику. И тогда все может закончиться развалом НОИЗ, иначе в инженерных изысканиях будет твориться полный беспредел! Юридически мы можем это сделать. Национальное объединение может существовать, если в нем зарегистрировано более 50% всех организаций, работающих в отрасли. То есть, добропорядочным участникам рынка надо из НОИЗ просто выходить, если к власти придут коммерсанты», — сказал тогда Евгений Тарелкин.

И что получается – сейчас НОИЗ доживает свои последние дни? Возможно что и нет, но ситуация в Нацобъединении мягко говоря напряженная. Настолько, что новый руководитель Аппарата НОИЗ Алексей Волков пока не рискует общаться с прессой и говорить о будущем Объединения.

А было ли саморегулирование?

Президент Национального объединения строителей Ефим Басин также прокомментировал ситуацию с «коммерческими» СРО в возглавляемой им структуре. Он отметил, что в рядах НОСТРОЙ «коммерческих» СРО гораздо меньше, чем в НОИЗ – всего 5-10%.

«Такие СРО возглавляют проходимцы. Они вышли из системы лицензирования и продолжают на базе старых лицензионных центров торговать допусками как раньше лицензиями. Они выдают их, а потом забывают, кому выдали, и, конечно, не проверяют своих членов. Это не наша вина, это наша беда, беда всего нашего общества – коррупция. Посмотрите, как проходит ЕГЭ в школах, как торгуют дипломами и диссертациями в институтах. Нам нужно всем обществом победить эту заразу», — констатировал эксперт.

Однако, как победить, каким оружием? Любовь к легким деньгам у россиян в крови. А саморегулирование предоставило возможность зарабатывать очень легкие деньги, практически ничего для этого не делая. К сожалению, на начальном этапе развития саморегулирования в нашей стране оно приобрело такую форму – минимум контроля и забота участников рынка только о собственных интересах. Это тоже форма саморегулирования, условия, добровольно выбранные участниками рынка.

Хотя некоторые эксперты и считают, что назвать такую ситуацию саморегулированием в строительной отрасли нельзя. «У нас пока нет саморегулирования, есть только терминология и правильная идея. Когда можно купить допуск СРО, это никак нельзя назвать саморегулированием. И ситуацию, когда 45% членов Национального объединения – это «коммерческие» СРО, также нельзя назвать саморегулированием», — отметил президент Координационного совета СРО НП «АИИС» Михаил Богданов.

Законы нас спасут!

И самое страшное – бороться с «коммерциализацией» саморегулирования пока не получается. Не просто не получается, для этого сегодня нет никаких инструментов. Ростехнадзор регистрирует СРО по формальным признакам, в Нацобъединение их принять обязаны (по крайней мере, в «стройке», где саморегулирование установлено в силу закона), членские взносы этому самому Нацобъединению такие СРО не платят, на съезды не приезжают и вообще никак не участвуют в жизни профсообщества. И каждый месяц Ростехнадзор регистрирует все новые и новые СРО, большинство из которых пополняют ряды своих «коммерческих» собратьев.

Идей, как бороться с этим злом, много. Несколько еще в начале своей деятельности на посту руководителя Аппарата НОСТРОЙ высказал Илья Пономарев. «У нас в самой конструкции Нацобъединения пока не заложен механизм самонастройки, когда недобросовестные СРО будут вынуждены уходить с рынка. Но у нас есть несколько хороших идей по этому поводу. НОСТРОЙ не настаивает на контрольно-надзорных функциях, но мы попытаемся в рамках реформирования законодательства получить функции обеспечения информационной открытости. Без карательных инструментов. НОСТРОЙ готов вести реестр СРО, готов помочь Ростехнадзору преодолеть определенные технические сложности. Мы хотим получать информацию от СРО, сколько у них членов, кому они выдали допуски, на какие виды работ и т. д. Нужно, чтобы этот единый реестр существовал и был доступен как нам, так и другим заинтересованным ведомствам, потому что сегодня он доступен только Ростехнадзору. Если у нас будет единая база специалистов и единая база организаций, очень легко можно будет заметить, что какой-то работник в качестве обоснования допуска числится сразу в 27 компаниях. Понятно, что в жизни такое невозможно. Это даст основание Ростехнадзору совершить контрольную проверку и применить карательные санкции. Думаю, эту систему реально внедрить за 1,5-2 года, так как у нас сложились очень конструктивные отношения с Ростехнадзором», — сообщил весной этого года руководитель Аппарата НОСТРОЙ.

Однако воз и ныне там. Никаких законопроектов, поправок в Градостроительный кодекс или другие нормативные акты, которые бы позволили Национальным объединениям вести единый реестр СРО, не подготовлено. Большие надежды возлагались на закон об информационной открытости СРО, который должен заставить саморегулируемые организации стать более открытыми, что позволит сократить число недобросовестных СРО. Однако когда Минэкономразвития РФ проводило открытое обсуждение проекта ведомственного приказа, на основании которого этот закон как раз и будет выполняться, практически никто из СРО-сообщества не откликнулся на призыв министерства и не прислал свои предложения к документу. Очевидно, июль – не подходящее время для столь важных обсуждений…

Создание единого реестра тормозится еще и тем, что практически все руководители СРО открыто или в кулуарах выступают против этого. Никто из них пока не готов полностью открыться перед своим Национальным объединением, особенно учитывая, что до сих пор в профсообществе нет единого мнения о том, чем же должны заниматься Нацобъединения.

«Коммерческие» СРО существуют из-за пробела в законодательстве. И мы его ликвидировать пока не можем, — констатировал Ефим Басин на круглом столе. – Сами СРО сегодня против наделения НОСТРОЙ, НОПа и НОИЗа контрольными функциями. И исключить саморегулируемую организацию из реестра сегодня имеет право только суд. Даже Ростехнадзор не имеет таких полномочий».

Поэтому пока что единственная надежда, которая может в конце концов стать реальностью – это передача функции надзора за строительными СРО от Ростехнадзора Минрегиону (Госстрою), больше разбирающемуся в строительной отрасли. Руководители Нацобъединений надеются, что после этого им будет легче получать информацию из реестра СРО и вообще держать руку на пульсе. Присутствовавший на круглом столе замминистра регионального развития РФ Сергей Вахруков также выразил надежду, что в ближайшее время Минрегион получит эти полномочия. «Кроме того, сейчас Госдумой принят в первом чтении, и мы готовим совместно с Комитетом по земельным отношениям и строительству ко второму чтению федеральный закон о борьбе с «коммерческими» СРО. При подготовке ко второму чтению у представителей саморегулируемых организаций будет возможность направить в Госдуму свои предложения к тексту данного законопроекта. Мы надеемся, что до конца года он будет принят во втором и третьем чтении», — отметил Сергей Вахруков.

Эксперты надеются, что законопроект № 50482-6 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации (в части уточнения отдельных положений деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства)» устранит ряд выявленных в правоприменительной практике пробелов при осуществлении деятельности саморегулируемых организаций и Национальных объединений в указанных областях. Для этого, например, законодатели предлагают наделить орган надзора за саморегулируемыми организациями правом по обращению в суд с требованием об исключении саморегулируемой организации из государственного реестра СРО в случае несоблюдения ею установленных требований к выдаче свидетельства о допуске.

Остается надеяться, что принятие этого законопроекта вкупе с передачей функции ведения реестра СРО Минрегиону позволит сдвинуть ситуацию с «коммерческими» СРО с мертвой точки.

Оцените новость:
поставь оценку первым!

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

« все новости


Ваш комментарий