При необходимости вы можете перейти на сайт нашего партнера в любом из представленных регионов:
?
по сайту по документам

Экспертиза промышленной безопасности, проектирование, сертификация в городе Москве и Новой Москве

Постановление Правительства РФ от 21.07.2021 №1230 (ред. от 16.11.2023)

«Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»

Первое официальное опубликование: Официальный интернет-портал правовой информации, 23.07.2021
Действует с 23.07.2021
Редакция действует с 01.01.2024
Скачать файл:
Скачать документ PDF (1.21МБ) редакция от 16.11.2023, 29.05.2023
Запросить документ MS Word
Войдите для запроса:


Дата изменения: 14.01.2024

страниц: 16; таблиц: 1; абзацев: 303; важных абзацев: 20; строк: 670; слов: 5008; символов: 35897; терминов: 28;


1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - государственный контроль (надзор). 

2. Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение работодателями требований трудового законодательства, включая законодательство о специальной оценке условий труда, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе оценка соблюдения обязательных требований к обеспечению доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда. 

3. Государственный контроль (надзор) осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда) (далее - территориальные органы).

Разделы сайта, связанные с этим документом:


Связи отсутствуют



Нет комментариев, вопросов или ответов с этим документом



  • Сокращения


  • ПВ — Потенциальный вред
    Показатель потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из-за возможного несоблюдения обязательных требований
    см. страницу термина

  • Термины


  • Виды профилактических мероприятий
    При осуществлении государственного контроля (надзора) могут проводиться следующие ...:
    а) информирование;
    б) обобщение правоприменительной практики;
    в) объявление предостережения;
    г) консультирование;
    д) профилактический визит.
    см. страницу термина
  • Возражение
    должно содержать:
    фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ;
    сведения о предостережении о недопустимости нарушения обязательных требований и должностном лице, направившем такое предостережение;
    доводы, на основании которых заявитель не согласен с предостережением о недопустимости нарушения обязательных требований.
    см. страницу термина
  • Государственные инспекции труда
    Государственный контроль (надзор) осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов
    см. страницу термина
  • Государственный контроль (надзор)
    осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда) (далее - территориальные органы)
    см. страницу термина
    осуществляется посредством проведения следующих контрольных (надзорных) мероприятий:
    инспекционный визит;
    рейдовый осмотр;
    документарная проверка;
    выездная проверка.
    Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
  • Должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора)
    являются::
    а) руководитель Федеральной службы по труду и занятости - главный государственный инспектор труда Российской Федерации, его заместители;
    б) руководитель структурного подразделения Федеральной службы по труду и занятости, на которое возложены функции по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), - главный государственный инспектор труда, его заместители;
    в) начальник отдела структурного подразделения Федеральной службы по труду и занятости, на которое возложены функции по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), - главный государственный инспектор труда, его заместитель;
    г) главный государственный инспектор труда, старший государственный инспектор труда, государственный инспектор труда отдела структурного подразделения Федеральной службы по труду и занятости, на которое возложены функции по организации и осуществлению государственного контроля (надзора);
    д) руководитель территориального органа - главный государственный инспектор труда в субъекте Российской Федерации, его заместители;
    е) руководители структурных подразделений соответствующих территориальных органов - главные государственные инспектора труда, их заместители;
    ж) главный государственный инспектор труда, старший государственный инспектор труда, государственный инспектор труда соответствующих территориальных органов.
    см. страницу термина
  • Должностные лица, уполномоченные на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий
    являются::
    а) руководитель Федеральной службы по труду и занятости - главный государственный инспектор труда Российской Федерации, его заместители;
    б) руководитель территориального органа - главный государственный инспектор труда в субъекте Российской Федерации, его заместители.
    см. страницу термина
  • Информирование контролируемых лиц и иных заинтересованных лиц
    осуществляется Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами в соответствии с положениями статьи 46 Закона о контроле (надзоре) по вопросам соблюдения обязательных требований в сфере трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
    см. страницу термина
  • Категории риска
    Федеральная служба по труду и занятости и ее территориальные органы при осуществлении государственного контроля (надзора) относит объекты контроля, предусмотренные подпунктом "а" пункта 8 настоящего Положения, к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям:
    а) высокий риск;
    б) значительный риск;
    в) средний риск;
    г) умеренный риск;
    д) низкий риск.
    см. страницу термина
  • Категория риска
    Федеральная служба по труду и занятости и ее территориальные органы при осуществлении государственного контроля (надзора) относит объекты контроля, предусмотренные подпунктом "а" пункта 8 настоящего Положения, к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям ):
    а) высокий риск;
    б) значительный риск;
    в) средний риск;
    г) умеренный риск;
    д) низкий риск.
    см. страницу термина
  • Ключевые показатели государственного контроля (надзора)
    являются::
    а) количество человек, погибших при несчастных случаях на производстве, на 100 тыс. занятых за отчетный период. Целевыми значениями этого ключевого показателя являются:
    на 2024 год - не более 1,59 человека;
    на 2025 год - не более 1,58 человека;
    б) количество человек, пострадавших на производстве с тяжелыми последствиями, на 100 тыс. занятых за отчетный период. Целевыми значениями этого ключевого показателя являются:
    на 2024 год - не более 5,6 человека;
    на 2025 год - не более 5,55 человека;
    в) материальный ущерб в виде просроченной задолженности по заработной плате к суммарной номинальной заработной плате в Российской Федерации за отчетный период. Целевыми значениями этого ключевого показателя являются:
    на 2024 год - не более 0,046 тыс. рублей;
    на 2025 год - не более 0,045 тыс. рублей.
    см. страницу термина
  • Контролируемые лица
    работодателей - юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей - физических лиц, вступивших в трудовые отношения с работниками, и иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
    см. страницу термина
  • Контрольные (надзорные) действия
    В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие ...:
    осмотр;
    опрос;
    получение письменных объяснений;
    истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями должны находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля.
    см. страницу термина
    В ходе рейдового осмотра могут совершаться следующие ...:
    осмотр;
    опрос;
    получение письменных объяснений;
    истребование документов;
    экспертиза.
    В ходе документарной проверки могут совершаться следующие ...:
    а) получение письменных объяснений;
    б) истребование документов;
    в) экспертиза.
    В ходе выездной проверки могут совершаться следующие ...:
    осмотр;
    опрос;
    получение письменных объяснений;
    истребование документов;
    экспертиза.
  • Контрольные (надзорные) мероприятия
    Государственный контроль (надзор) осуществляется посредством проведения следующих ...:
    инспекционный визит;
    рейдовый осмотр;
    документарная проверка;
    выездная проверка.
    см. страницу термина
  • Обобщение правоприменительной практики
    осуществляется в соответствии с положениями статьи 47 Закона о надзоре (контроле)
    см. страницу термина
  • Объект государственного контроля (надзора)
    являются::
    а) деятельность, действия (бездействие) работодателей - юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей - физических лиц, вступивших в трудовые отношения с работниками, и иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - контролируемые лица);
    б) деятельность организаций, осуществляющих проведение специальной оценки условий труда.
    см. страницу термина
  • Объекты контроля
    относятся к следующим категориям риска в зависимости от показателя тяжести (потенциального риска) причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям:
    а) высокий риск - в случае, если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет 1 и более;
    б) значительный риск - в случае, если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,99 до 0,75;
    в) средний риск - в случае, если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,74 до 0,5;
    г) умеренный риск - в случае, если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,49 до 0,25;
    д) низкий риск - в случае, если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет менее 0,24.
    см. страницу термина
  • Отнесение объектов контроля к определенной категории риска
    осуществляется на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов контроля к категориям риска согласно приложению
    см. страницу термина
    осуществляется ежегодно, до 1 июля текущего года, для ее применения в следующем календарном году. Сведения об объектах контроля с присвоенной им категорией риска размещаются на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости (в отношении высокой категории риска) и ее территориальных органов (в отношении категорий значительного, среднего и умеренного риска) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
  • Потенциальный вред (ПВ)
    Показатель потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из-за возможного несоблюдения обязательных требований
    см. страницу термина
  • Предмет государственного контроля (надзора)
    является соблюдение работодателями требований трудового законодательства, включая законодательство о специальной оценке условий труда, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе оценка соблюдения обязательных требований к обеспечению доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда
    см. страницу термина
  • Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований
    объявляется и направляется контролируемому лицу в соответствии с положениями статьи 49 Закона о контроле (надзоре)
    см. страницу термина
  • Работодатель
    физическое лицо и индивидуальный предприниматель, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в Федеральную службу по труду и занятости или ее территориальный орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае их временной нетрудоспособности, а также в случаях катастрофы природного или техногенного характера, эпидемии или эпизоотии, введения чрезвычайного или военного положения. В указанных случаях проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится контрольным (надзорным) органом на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для такого обращения индивидуального предпринимателя, гражданина в контрольный (надзорный) орган, за исключением случаев, когда проведение контрольного (надзорного) мероприятия возможно без его участия
    см. страницу термина
  • Учет объектов контроля
    осуществляется Федеральной службой по труду и занятости в соответствии с положениями Закона о контроле (надзоре) посредством использования автоматизированной системы управления контрольно-надзорной деятельностью в сфере труда. Обновление данных об объектах контроля в указанной информационной системе осуществляется на постоянной основе посредством ее взаимодействия с Единым государственным реестром юридических лиц и Единым государственным реестром индивидуальных предпринимателей
    см. страницу термина


  • а) деятельность, действия (бездействие) работодателей - юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей - физических лиц, вступивших в трудовые отношения с работниками, и иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры, в рамках которых ДОЛЖНЫ соблюдаться обязательные требования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - контролируемые лица); ...

  • Перечень работодателей, деятельность которых отнесена к категории высокого риска, см. на сайте Роструда по адресу rostrud.gov.ru/rostrud/deya.... ...

  • Контролируемое лицо ВПРАВЕ подать в Федеральную службу по труду и занятости или ее территориальный орган заявление об изменении категории риска осуществляемой им деятельности в случае ее соответствия иной категории риска. ...

  • 19. Доклад о правоприменительной практике готовится ежегодно, НЕ ПОЗДНЕЕ 1 июня текущего года, за предыдущий год. ...

  • 20. Доклад о правоприменительной практике утверждается приказом (распоряжением) руководителя Федеральной службы по труду и занятости и размещается на ее официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" НЕ ПОЗДНЕЕ 1 июня текущего года. ...

  • фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя - физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя - юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым ДОЛЖЕН быть направлен ответ; ...

  • Возражение ДОЛЖНО содержать: ...

  • 23. Контролируемое лицо в течение 10 дней со дня получения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований ВПРАВЕ подать в контрольный (надзорный) орган возражение в отношении указанного предостережения. ...

  • 28. В ходе консультирования НЕ МОЖЕТ предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного (надзорного) мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов, иных участников контрольного (надзорного) мероприятия, а также результаты проведенных в рамках контрольного (надзорного) мероприятия экспертизы, испытаний. ...

  • 33. Срок проведения обязательного профилактического визита НЕ МОЖЕТ превышать 8 часов. ...

  • Проведение фотосъемки, аудио- и видеозаписи ДОЛЖНО обеспечивать фиксацию даты, времени и места их проведения. ...

  • истребование документов, которые в соответствии с обязательными требованиями ДОЛЖНЫ находиться в месте нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля. ...

  • 38. Работодатель - физическое лицо и индивидуальный предприниматель, являющиеся контролируемыми лицами, ВПРАВЕ представить в Федеральную службу по труду и занятости или ее территориальный орган информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае их временной нетрудоспособности, а также в случаях катастрофы природного или техногенного характера, эпидемии или эпизоотии, введения чрезвычайного или военного положения. В указанных случаях проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится контрольным (надзорным) органом на срок, необходимый для устранения обстоятельств, послуживших поводом для такого обращения индивидуального предпринимателя, гражданина в контрольный (надзорный) орган, за исключением случаев, когда проведение контрольного (надзорного) мероприятия возможно без его участия. ...

  • Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) НЕ МОЖЕТ превышать один рабочий день. ...

  • Срок взаимодействия с одним контролируемым лицом в период проведения рейдового осмотра НЕ МОЖЕТ превышать один рабочий день. ...

  • 46. Срок проведения документарной проверки НЕ МОЖЕТ превышать 10 рабочих дней. ...

  • В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки НЕ МОЖЕТ превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия. Срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству или обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту. ...

  • О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки НЕ ПОЗДНЕЕ чем за 24 часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 Закона о контроле (надзоре), за исключением случаев, указанных в части 12 статьи 66 Закона о контроле (надзоре). ...

  • 52. Контролируемое лицо ВПРАВЕ обжаловать решения контрольного (надзорного) органа, действия (бездействия) его должностных лиц в порядке, предусмотренном статьями 39 - 43 Закона о контроле (надзоре). ...

  • Решение о снижении категории риска принимается при отсутствии всех указанных случаев и НЕ ЧАЩЕ чем один раз в год. ...

Данный сборник НТД предназначен исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Собранные здесь тексты документов могут устареть, оказаться замененными новыми или быть отменены.

За официальными документами обращайтесь на официальные сайты соответствующих организаций или в официальные издания. Наша организация и администрация сайта не несут ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие или полученные в связи с использованием документации.


« все документы