?
по сайту по документам

Экспертиза промышленной безопасности, проектирование, сертификация в городе Москве и Новой Москве

14.05.2024 редакция от 03.05.2024

Ростехнадзор разъясняет: Вопросы идентификации складов различных веществ


Сообщаем, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, настоящие письма не являются нормативными правовыми актами, имеют информационный характер, а содержащиеся в них разъяснения вопросов применения нормативных правовых актов не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера и не препятствуют возможности руководствоваться непосредственно нормами законодательства.


Вопрос от 26.03.2024:

Терминал планирует заниматься перегрузкой опасного груза "Аммиачная селитра класс 5.1". Планируется выгрузка груза с судна на причал, затем его временное накопление на терминале, после - отгрузка по ж/д и наоборот. Никаких операций с упаковкой и, следовательно, с грузом терминал осуществлять не будет. Накопление на терминале займет не более месяца, после груз будет отбывать по ж/д или морю в место назначения, затем приход новой партии и т.д.

Вполне вероятно, что какое-то количество опасного груза на терминале находиться все-таки будет, пока не прибудет новая партия груза. Максимальное количество опасного груза, которое может одновременно находиться на терминале 10000 т (заявленное клиентом количество груза, которое он намерен направить через терминал, поэтому и берем эту цифру).

Терминал имеет лицензию на осуществление погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем и водном транспорте, морских портах. Работы по перегрузке опасных грузов в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад. Разрешенный класс опасных грузов: 1 по 9 класс опасности.

На основании вышеизложенного прошу дать комментарий, требуется ли Обществу оформление ОПО 2 или 3 класса на хранение, транспортировку опасного груза (селитры)?

Ответ: Письмо Центрального управления Ростехнадзора от 26 марта 2024 года № 210-6583 "О необходимости оформления ОПО при осуществлении временного хранения селитры"

Центральное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору рассмотрело обращение и сообщает следующее.

В соответствии с приложением № 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон № 116-ФЗ) к категории опасных производственных объектов (далее - ОПО) относятся объекты, на которых: получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, опасные вещества.

Нитрат аммония по своим химическим свойствам является сильным окислителем; легко образует взрывоопасные смеси с различными свойствами в сочетании со взрывчатыми веществами, разными видами топлива, поддерживает и ускоряет горение органических и неорганических материалов.

Согласно таблице № 2 Федерального закона № 116-ФЗ на ОПО, на которых осуществляется хранение Нитрата аммония (нитрат аммония и смеси аммония, в которых содержание азота из нитрата аммония составляет более 28 процентов массы, а также водные растворы нитрата аммония, в которых концентрация нитрата аммония превышает 90 процентов массы), устанавливаются следующие классы опасности:

  • I класс опасности - 25000 тонн и более;
  • II класс опасности - 2500 тонн и более, но менее 25000 тонн;
  • III класс опасности - 250 тонн и более, но менее 2500 тонн;
  • IV класс опасности - 50 тонн и более, но менее 250 тонн.

В соответствии со ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию.

В соответствии с п.6, 8 Требований к регистрации объектов в государственном реестре ОПО и ведению государственного реестра ОПО, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30.11.2020 № 471, отнесение объектов к ОПО осуществляется эксплуатирующей организацией на основании проведения их идентификации. При проведении идентификации эксплуатирующая организация осуществляет анализ:

  • проектной документации (документации) объекта, с учетом внесенных изменений (при их наличии);
  • обоснования безопасности ОПО (в случае, если такое обоснование разработано);
  • декларации промышленной безопасности (в случае ее разработки);
  • технологических регламентов (при наличии);
  • генерального плана расположения зданий и сооружений;
  • сведений о применяемых технологиях основных и вспомогательных производств;
  • спецификации установленного оборудования;
  • документации на технические устройства, применяемые на объекте;
  • данных о количестве опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на объекте, а также на объектах, расположенных на расстоянии менее чем пятьсот метров от идентифицируемого объекта, независимо от того, эксплуатируются они одной организацией или разными организациями.

На основании вышеизложенного Управление сообщает, что склады хранения нитрата аммония идентифицируются как ОПО.

Обязанности по обеспечению соблюдения требований промышленной безопасности возлагаются на руководителя организации, который несет ответственность за несоблюдение требований промышленной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заместитель руководителя А.В.Гвоздев


Вопрос от 28.03.2024:

Н еобходимо ли регистрировать как ОПО склад, не являющийся объектом капитального строительства, для временного хранения сроком
до 6 месяцев пестицидов и агрохимикатов (удобрения) весом до 20 тонн единовременно для дальнейшего применения на земельных участках сельскохозяйственного назначения при выращивании сельскохозяйственных культур? Склад не имеет технической документации и на учете не стоит, так как не является объектом капитального строения.

Ответ: В соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее закон №116-ФЗ) к опасным производственным объектам относятся в том числе, но не ограничиваясь, площадки и (или) склады на которых хранятся удобрения (простые удобрения на основе нитрата аммония, а также сложные удобрения, в которых содержание азота из нитрата аммония составляет более /28 процентов массы (сложные удобрения содержат нитрат аммония вместе с фосфатом и (или) калием) единовременно в количестве 200 тонн и более.

Продолжительность хранения на площадках и в стационарно оборудованных складах независимо от капитальности здания или сооружения законом
не регламентируется.

В случае хранения иных химических удобрений и ядохимикатов необходимо руководствоваться информацией, указанной в следующих разделах «Паспорта безопасности химической продукции»:

  • № 5. «Меры и средства обеспечения пожаровзрывобезопасности». Применяется только для жидких удобрений, относящихся к горючим жидкостям, которые хранятся в количестве 1000 тонн и более;
  • № 11. «Информация о токсичности». Применяется для веществ, имеющих характеристики в пределах, указанных в подпунктах д), е) пункта 1 Приложения 1 закона №ФЗ-116 и хранящихся единовременно в количествах, указанных в таблице 2 Приложения 2 закона ФЗ-116;
  • №12 «Информация о воздействии на окружающую среду». Применяется для веществ, имеющих характеристики в пределах, указанных в подпункте ж) пункта 1 Приложения 1 закона №ФЗ-116 и хранящихся единовременно в количествах, указанных в таблице 2 Приложения 2 закона №ФЗ-116.

Вопрос от 25 апреля 2023 года:

Какие требования Ростехнадзор предъявляет к складам фермеров, в которых могут храниться удобрения и ядохимикаты?

Ответ: На данный вопрос ответ дан Управлением общепромышленного надзора Ростехнадзора.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401, Ростехнадзор является уполномоченным органом в области промышленной безопасности.

Правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон 116-ФЗ), другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 116-ФЗ к опасным производственным объектам относятся предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложениях 1,2, с Примечаниями, данного закона, в том числе связанные с транспортированием и хранением опасных веществ, использованием стационарно установленных грузоподъемных механизмов.

Соответственно, если указанный в обращении объект обладает признаками опасности в соответствии с Приложениями 1, 2 к указанному закону, то, согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона № 116-ФЗ, такой объект подлежит регистрации в государственном реестре с присвоением ему соответствующего класса опасности.

Согласно Требованиям к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, формы свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов (далее - Требования), утвержденным приказом Ростехнадзора от 30 ноября 2020 г. № 471, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.12.2020 № 61590, отнесение объектов к опасным производственным объектам осуществляется эксплуатирующей организацией на основании самостоятельного проведения их идентификации в соответствии с данными Требованиями.

Идентификационные признаки воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, установлены в Приложении 1 Федерального закона № 116-ФЗ.

В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию.

Согласно требованиям пункта 5(7) Правил представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 584, заявитель, предполагающий выполнение работ (оказание услуг), указанных в пунктах 79 – 86 перечня работ и услуг в составе отдельных видов предпринимательской деятельности согласно приложению № 1 к данным Правилам, представляет уведомление в Ростехнадзор.

В вышеуказанный перечень в том числе входит хранение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на опасных производственных объектах IV класса опасности.

Вопросы выбора и учета требований нормативных правовых актов относятся, как обязательная основа деятельности, к компетенции проектной организации, организации-разработчика оборудования и экспертной организации, и, при этом, учитываются технические задания заказчиков, требования к объектам проектирования, особенности ведения работ и размещения объектов.

Таким же образом учитываются требования к складам для хранения пестицидов и агрохимикатов, установленные различными нормативными документами, к примеру:

В том числе учитывается, что согласно требованиям статьи 19 Федерального закона от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении
с пестицидами и агрохимикатами», хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в специализированных хранилищах, предназначенных только для их хранения.

Запрещается бестарное хранение пестицидов.

При хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо соблюдать требования, исключающие причинение вреда здоровью людей и окружающей среде.

Требования к хранению пестицидов и агрохимикатов устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.

Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности требования к пестицидам и агрохимикатам как к отдельной категории веществ не выделяются, так как с учетом установленной федеральным законом ФЗ № 116-ФЗ классификации они идентифицируются как относящиеся к ряду видов опасных веществ.

Ответственность за нарушение юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований промышленной безопасности или лицензионных требований к деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I - III классов опасности предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных нарушениях и Уголовным кодексом Российской Федерации.

Оцените новость:
поставь оценку первым!

Разделы сайта, связанные с этой новостью:

Последовательность событий и новостей по этой теме

(перемещение по цепочке новостей, связанных друг с другом)

вся цепочка

Другие новости в группе "Нормативные документы"

(перемещение по новостям в группе)

« все новости


Ваш комментарий